Рассматриваются характеристики сенсорной системы человека, а также свойства ощущения и восприятия; строение и свойства слухового и зрительного анализаторов; восприятие кинофильмов и телевизионных программ; роль музыки, шумового оформления и речи в кино; воздействие на человеческую психику насилия на экране, фильмов ужасов и рекламы; технологии формирования сознания с помощью средств массовой информации; восприятие трехмерных изображений; психологические основы цветомузыки и методы построения светомузыкальных устройств.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 11.03.01 «Радиотехника» и 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», может быть полезно широкому кругу читателей, интересующихся восприятием аудиовизуальных программ.
Основные свойства восприятия.
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность [14—18].
Предметность - это способность восприятия отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Другими словами, предметность - это способность относить полученную мозгом информацию о предметах, к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности, информация о которых уже хранится в памяти субъекта.
Предметность не является врожденным свойством восприятия, хотя результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы уже в первые месяцы жизни воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств (первородный хаос ощущений), а как нечто, независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Однако отнести эти предметы к той или иной категории они не могут - в их памяти отсутствуют образы этих предметов. Возникновение и совершенствование предметности происходит в процессе взросления, начиная с первого года ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ.
1.1. Основные понятия.
1.2. Сенсорная организация личности.
1.3. Обработка ощущений.
1.4. Физиология ощущений.
1.5. Абсолютная и дифференциальная чувствительность.
1.6. Основные свойства восприятия.
Контрольные вопросы.
Список литературы.
2. ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКА.
2.1. Основные понятия.
2.2. Структура слуховой системы человека.
2.2.1. Периферическая часть слуховой системы.
2.2.2. Высшие отделы слуховой системы.
2.3. Разрешающая способность слуха.
2.3.1. Абсолютные слуховые пороги.
2.3.2. Дифференциальные слуховые пороги.
2.4. Типы звуковых сигналов.
2.4.1. Чистые тоны.
2.4.2. Созвучия.
2.4.3. Модулированные тоны.
2.4.4. Шумы.
2.5. Громкость.
2.5.1. Уровень громкости. Кривые равной громкости.
2.5.2. Громкость тональных звуков.
2.5.3. Относительная и абсолютная громкость.
2.6. Критические полосы слуха.
2.7. Маскировка звуковых сигналов.
2.7.1. Одновременная маскировка.
2.7.2. Временная маскировка.
2.7.3. Центральная (бинауральная) маскировка.
2.7.4. Бинауральная демаскировка.
2.8. Нелинейные свойства слуха.
2.9. Адаптация слуха.
2.10. Бинауральный слух.
2.10.1. Пространственная локализация источников звука.
2.10.2. Эффект предшествования (эффект Хааса).
2.10.3. Бинауральное суммирование мощности.
2.10.4. Бинауральное слияние.
2.11. Высота звука.
2.11.1. Высота простых тонов.
2.11.2. Высота сложных звуков.
2.11.3. Физиология восприятия высоты тона.
2.11.4. Консонанс и диссонанс.
2.12. Тембр.
2.12.1. Спектр звукового сигнала и тембр звучания.
2.12.2. Влияние уровня громкости на тембр звучания.
2.12.3. Влияние временных характеристик звукового сигнала на тембр звучания.
2.12.4. Влияние на тембр звучания фазовых соотношений между обертонами.
2.13. Музыкальные шкалы и интервалы.
2.13.1. Музыкальные интервалы и интервальные коэффициенты.
2.13.2. Принципы построения музыкальных шкал.
2.13.3. Пифагорейская шкала.
2.13.4. Натуральная шкала.
2.13.5. Равномерно темперированная шкала.
2.13.6. Стандартная высота тона.
2.14. Восприятие музыки и речи.
2.14.1. Восприятие речи.
2.14.2. Восприятие певческих голосов.
2.14.3. Восприятие музыки.
Контрольные вопросы.
Список литературы.
3. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
3.1. Свет и зрение.
3.2. Глаз человека как приемник излучения.
3.3. Глаз как оптический прибор.
3.4. Аккомодация и конвергенция.
3.5. Иррадиация.
3.6. Диапазон видимого света.
3.7. Порог зрительного ощущения. Чувствительность зрения.
3.8. Острота зрения.
3.9. Цветное зрение.
3.9.1. Характеристики цвета.
3.9.2. Зависимость цветового тона от освещенности (яркости).
3.9.3. Законы смешивания цветов.
3.9.4. Классификация цветов.
3.9.5. Хроматическая (цветовая) адаптация.
3.9.6. Цветовая индукция.
3.9.7. Метамерия.
3.10. Дифференциальные пороги зрения.
3.10.1. Дифференциальные пороги по яркости.
3.10.2. Дифференциальные пороги по цвету.
3.10.3. Временные дифференциальные пороги. Инерция зрения.
3.11. Динамика зрения.
3.12. Иллюзии зрения.
3.12.1. Целое и часть.
3.12.2. Переоценка вертикальных линий.
3.12.3. Фигура и фон.
3.12.4. Взаимовлияние линий и фигур.
3.12.5. Иллюзии при движении объекта.
3.12.6. Ведущий глаз.
3.13. Психология восприятия цвета.
3.13.1. Цветовой символизм.
3.13.2. Эмоциональное воздействие цвета на человека.
3.14. Цветовая гармония.
3.14.1. Основные закономерности цветовой гармонии.
3.14.2. Двенадцатичастный цветовой круг Гёте.
3.14.3. Цветовая гармония в кино и телевидении.
Контрольные вопросы.
Список литературы.
4. ВОСПРИЯТИЕ КИНОФИЛЬМОВ И ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ.
4.1. Соответствие зрительного и слухового образов.
4.2. Роль музыки в кино.
4.3. Шумовое оформление кинофильмов.
4.4. Речь в кинематографе.
4.5. Техника безопасности при просмотре кинофильмов и программ телевизионного вещания.
4.5.1. Насилие на экране.
4.5.2. Фильмы ужасов.
4.5.3. Реклама.
4.6. Технологии формирования сознания.
4.7. Восприятие трехмерных изображений.
4.7.1. Методы формирования 3D-изображений.
4.7.2. Меры безопасности при просмотре 3D-фильмов.
Контрольные вопросы.
Список литературы.
5. СВЕТ И МУЗЫКА.
5.1. Первые попытки синтеза музыки и света.
5.2. Светосимфонические произведения.
5.3. Психологические основы цветомузыки.
5.4. Автоматическое световое сопровождение музыкальных программ.
Контрольные вопросы.
Список литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ, Никамин В.А., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по психологии :: #психология :: #Никамин :: #восприятие :: #ощущение :: #слух :: #физиология :: #зрение
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Психологическая коррекция отклонений в развитии у детей, Слепович Е.С., 2021
- Мнимые тела, подлинные сущности, Шнаккенберг Н., 2019
- Толерантность - что это такое, Пособие для старшеклассников, Ванюхина Н.В., Григорьева О.В., Семенова-Полях Г.Г., 2008
- Психоаналитическая характерология, Хрестоматия, Лейбин В.М., 2014
Предыдущие статьи:
- Ипохондрия, или Страх болезней, Краткосрочная стратегическая терапия, Бартолетти А., Нардонэ Д., 2021
- Созависимость, рабочая тетрадь, Маццола К., 2021
- Терапия эмоциональных схем, Отличительные особенности, Лихи Р.Л., 2021
- Моделирование и оптимизация поведения человека, монография, Абдурахманов Р.А., 2019