У истоков казахского музыкознания, Ерзакович Б.Г., 1987

У истоков казахского музыкознания, Ерзакович Б.Г., 1987.

   На основе изучения многочисленных работ и эпистолярных материалов дореволюционных русских этнографов, музыковедов, писателей и журналистов о Казахстане раскрывается значение музыкально-поэтического фольклора в утверждении в народе высоких принципов гуманизма, этики и морали. Показываются истоки творческого взаимовлияния и взаимообогащения казахской и русской музыки, выявляются казахские мелодии в произведениях разных жанров русских композиторов XIX в. и вовлечение казахского искусства в русло духовной жизни России. Анализируются старинные казахские песни, их бытование в советское время.
Искусствоведам, фольклористам, историкам.

У истоков казахского музыкознания, Ерзакович Б.Г., 1987


НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
В работах русских ученых и путешественников встречаются описания, а то и просто упоминания о бытующих у казахского народа музыкальных инструментах. Чаще всего это смычковый кобыз и духовая сыбызгы. Щипковая домбра, несомненно, древнего происхождения, получила широкое распространение, по нашему мнению, в последней четверти XVIII в. Для большей наглядности русским читателям казахские инструменты нередко описывались авторами в сравнении с европейскими или русскими народными. К наиболее ранним источникам (конец XVIII в.) относится труд И. Г. Андреева, в котором он писал, что казахи для своих развлечений имеют музыкальные инструменты «по их названию кобыса, который величиной со скрипицу, но без верхней доски, имеет две струны из конских волос, играют смычком. Также имеют забызги, сделанные из толстой стволистой травы и деревянные, обвитые толстой нитью с несколькими дырками, в которые играют разные песни...».

Прислушался к звучанию кобыза и академик П. С. Паллас. Он так описал его звучание: «Звуки оного, когда по струнам из лошадиных волос смычком, из оных же волос сделанным, поведешь, подобны лебединому крику, как и самый сей инструмент вид лебедя имеет». Описаны были музыкальные инструменты и в журнале «Сибирский вестник»: «Казахи имеют и музыкальные орудия, каковы суть из струнных: кобыз, величиной с обыкновенную скрипку, только без верхней доски, с натянутыми двумя волосяными струнами, на нем играют смычком... из духовых — сабызга, род дудки, делается из дерева или толстого травяного стебля, обвивается крепко ниткою и имеет несколько отверстий». В «Записках доктора Саввы Большого» отмечается, что у казахов бытуют сыбызгы, домбра и кобыз, «на которых скоморохи и лекаря нередко отличаются».

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
Глава 1. Музыкальный быт народа, связь его с жизнью, носители и созидатели музыкальной культуры.
Народные инструменты.
Глава 2. Музыкальные традиции, ушедшие из современного быта.
Значение музыкально-поэтического искусства в воспитании высоких идеалов гуманизма, этики и морали, обличительная песня.
О бахсы.
Глава 3. Айтысы акынов и молодежные тартысы на свадьбах.
Глава 4. Трудовое воспитание детей в играх и забавах.
Пение как метод обучения в аульных школах.
Глава 5. Русская музыка в быту казахского народа.
Глава 6. Казахские мелодии в записи русских фольклористов XIX в.
Глава 7. Казахское музыкальное искусство в культуре России.
Заключение.
Работы советских музыковедов по казахскому музыкальному фольклору.
Именной указатель.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу У истоков казахского музыкознания, Ерзакович Б.Г., 1987 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи: