Теоретическая культурология, Михайлов Ф.Т., Неретина С.С., Огурцов А.П., Попова Н.Т., 2005

Теоретическая культурология, Михайлов Ф.Т., Неретина С.С., Огурцов А.П., Попова Н.Т., 2005.
 
   Книга ставит перед собой не только справочные задачи; ее цель — сориентировать читателя в тенденциях исследования культуры. Впервые в энциклопедическом издании поставлена задача сосредоточиться на наиболее спорных аспектах фундаментальных проблем знания о культуре и связанных с ними важнейших понятий: множественность и единство культур, диалогика культуры, идея культуры и повседневность, локальные культуры в мире глобализации, историческое сознание (и его метаморфозы), теоретическая аксиоматика в исследовании культуры, культура как цивилизационный механизм, самоидентификация человека в культуре, культурные формы, речевые практики, концепты языка и культуры и др. Предложенные исследования в своей совокупности создают основу для поиска стратегий синтеза различных подходов к анализу современной культурной ситуации, сложившегося ныне типа повседневного существования и характерных для него культурных феноменов (массовая культура, межэтнические и социальные конфликты, языковые практики, цивилизационные механизмы и др.).
Книга может быть полезна философам, культурологам, социологам, политологам, историкам, искусствоведам, а также преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных дисциплин. Она адресована также всем интересующимся философскими и теоретическими проблемами культуры.

Теоретическая культурология, Михайлов Ф.Т., Неретина С.С., Огурцов А.П., Попова Н.Т., 2005


Индивидуализм или коллективизм.
Третья межа обусловлена разным пониманием самой гуманитарной парадигмы, где показательно отношение к индивидуализму и коллективизму. И этот водораздел культурологической мысли, как и предыдущие, не реализуется в книге явно, как он представлен в нашей вводной статье, но скорее вычитывается.

Для современности типично противоречивое переживание (чаше неосознанное) завершения огромного этапа рационального «расколдовывания», т. е. демифологизации мира. Странно отказываться от достижений этого этапа освобождения человека от рабства у природы и коллективности, освобождения ради добровольной зависимости от Другого. Вместе с тем — безумно общество, которое все больше производит, чтобы все больше потреблять, а затем восстанавливать природу и здоровье, разрушенные этим самым производством и потреблением. Демифологизация мира жизни, по-видимому. оказалась амбивалентной: она освободила человека не только от тюремных решеток этносно-экологической ниши, но и от «ценностей коллективизма», питающих человеческую солидарность и сотрудничество.

Однако, как нам кажется, есть и какая-то надежда взаимопонимания между теми, кто ориентируется на классический идеал культуры (и. как правило. — на ценности индивидуализма), и темп, кто склонен к постмодернистской культурологии (и. нередко. — к коллективным ценностям). Первые начинают понимать, что уже опостылела такая личность, которая — воспользуемся образом, предложенным В. П. Визгиным. — везде, где ни поскребет, находит только себя. Вторые осознают, что путь назад в природную коллективность ведет не к девственной природе, а к гигантской помойке, в которую превратится разрушенная цивилизация. Нарождающееся понимание серьезности установок Другого и претензий к себе — конечно, еще не золотой век конца эпохи перемен, но все же не так уж и мало.

Оглавление.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
О СТРУКТУРЕ ПЕРВОГО ТОМА (Указания для читателей).
ВВЕДЕНИЕ. МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ КУЛЬТУРЫ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЕЙ.
Энциклопедия теоретической культурологи как исследовательский проект.
На перепутье.
Философия культуры или постмодернистская культурология: оппозиция или альянс?.
Научная объективность: угроза гуманизму или опора?.
Кризис проекта «человека модерна».
Индивидуализм или коллективизм.
Предмет теоретической культурологии.
Культура как предмет.
КОНЦЕПТЫ.
ТЕМА I. B ГОРИЗОНТЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ИДЕИ КУЛЬТУРЫ.
1. ГРАНИЦЫ КУЛЬТУРЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР (редактор — Румянцев O.K.).
2. УНИВЕРСАЛИЗМ КУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ И ИСТОРИЯ (редактор — Визгин В.П.).
3. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ОБЩЕГО ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ (редактор — Михайлов Ф.Т.).
4. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (редактор — Келле В.Ж.).
ТЕМА II. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ.
5. ОТ СЕМАНТИКИ ЯЗЫКА К СЕМАНТИКЕ КУЛЬТУРЫ (редактор — Огурцов А.П.).
6. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ И ИХ ДИНАМИКА (редактор — Шеманов А.Ю.).
ТЕРМИНЫ.
1. ИСХОДНЫЕ НАЧАЛА КУЛЬТУРЫ.
2. УНИВЕРСАЛИЗМ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ.
3. КУЛЬТУРА В ПРОСТРАНСТВЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
4. ДИНАМИКА ФОРМ КУЛЬТУРЫ.
5. КУЛЬТУРА И ЯЗЫК.
АВТОРСКИЙ СПИСОК СТАТЕЙ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.
АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК КОНЦЕПТОВ И ТЕРМИНОВ.
СОДЕРЖАНИЕ.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теоретическая культурология, Михайлов Ф.Т., Неретина С.С., Огурцов А.П., Попова Н.Т., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: :: :: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи: