«Белый» - очередной том М. Пастуро, дополняющий его предыдущие исследования об истории цвета в Западной Европе на протяжении веков. Отдавая должное дебатам о том, является ли белый - цветом, автор предлагает нам при проведении исторического анализа учитывать его полноценный хроматический статус. На этот раз французский медиевист задается вопросом, как в разное время воспринимался белый: был ли он синонимом бесцветности? Обладал ли однозначно положительной коннотацией? В книге рассматриваются разные грани белого, его эволюция от цвета религиозного культа (аналога сакрального) и монархии до активного внедрения белого в спортивную и медицинскую сферы в новейшей истории, а также в представления о гигиене на сегодняшний день. Пастуро уделяет особое внимание дуализму и связке белый-черный и белый-красный, где эти цвета становятся антиподами друг друга. Данное исследование проливает свет на подвижную символику белого и на его роль в разных исторических контекстах от древних времен до наших дней. Мишель Пастуро - историк-медиевист, профессор Практической школы высших исследований в Париже, автор книг «Черный», «Синий», «Зеленый», «Красный», «Желтый» и «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей», вышедших в издательстве «НЛО».
Белый против черного.
С давних пор историки и филологи, изучающие Античность, указывали на преимущественное положение, которое в общественной жизни, религиозных обрядах и в символике занимала по отношению к остальным цветам триада «белый - красный -черный». Жорж Дюмезиль первым показал, как в некоторых социумах индоевропейского происхождения эти три цвета помогали разграничивать три функции, связанные с человеческой деятельностью: белый для религии, красный - для войны, черный - для создания ценностей. Вслед за ним и другие исследователи показали, как продолжавшееся очень долгое время доминирование этих трех цветов можно выявить в сказках и легендах, в топонимике и антропонимике, в литературных текстах и в произведениях искусства. Этот метод оправдывает себя не только на материале Древней Греции и Древнего Рима, но и на материале христианского Средневековья.
Однако, как мы только что видели, лексика латинского и древних германских языков пользуется другой хроматической системой, не троичной, а двоичной, основанной на противоборстве белого и черного. Эти два цвета не только занимают в текстах более важное место, чем все остальные, часто они представлены как пара антагонистов. По правде говоря, такая двойственность проявляется не только в языке и в лексике, она дает о себе знать также в общественной и религиозной жизни очень многих народов и предположительно восходит к древнейшим эпохам в истории человечества. По-видимому, одного лишь факта чередования дня и ночи, сияния и мрака было достаточно, чтобы в головах у людей сложилась первая наглядная картина противостояния белого и черного. Дело довершила культура: она превратила эти два цвета в архетипы света и тьмы. В самом деле, не бывает светло-черного или темно-белого, при том что у красного, зеленого, серого, синего и даже желтого цветов есть как светлые, так и темные оттенки.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ГЛАВА 1.
От природы к культуре.
Луна и религиозные культы.
Неверный образ: белоснежная Греция.
Шерсть и лен: одеваться в белое.
О чем рассказывает лексика.
Белый против черного.
ГЛАВА 2.
Белый цвет в Библии.
Христианский цвет.
Белый против красного.
Вокруг лилии: белый цветник.
Агнец, лебедь, голубка: белый бестиарий.
Женский цвет.
ГЛАВА 3.
Рождение новой символики.
Белый, первый из цветов.
Родиться и умереть в белом.
Цвет знати.
Цвет королей.
Черная краска, белая бумага.
ГЛАВА 4.
Белый и черный больше не цвета.
Белый цвет художников.
Чистота – залог здоровья.
Одеваться в белое.
Лексика и символика.
Благодарности.
Библиография.
Купить .
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #искусство :: #Пастуро
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Советские двадцатые, Искусство, архитектура, фотография, кино, Бобриков А., Саблин И., Фоменко А., Поликарпова Д., 2023
- Архитектура и дети, Бармаш О.А., 2023
- История костюма и кроя, Раздел 1, Костюм древних цивилизаций, Замазий О.С., Мальцева В.А., 2022
- Создание и презентация динамической цифровой скульптуры в физической среде, Методические рекомендации, Сергеев А.Г., 2022
- Теория искусства, Краткий путеводитель, Осборн Р., Стёрджис Д., 2023
- Формирование профессиональных навыков студентов - будущих учителей хореографии на примере китайской школы танца, Хуан Ченьчень, Добротворская С.Г., 2023
- Элита в России, Жизнь и творчество советских деятелей искусств, Кухинке Н., 1987
- Хантыйская народная кукла ягода Клюковка, Николаева Е., 2023