Настоящее учебное пособие создано на основе курса лекций Татьяны Сергеевны Федосеевой «Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства». Учтена доработка текста, выполненная после издания (1999) самою Т. С. Федосеевой и её коллегами.
В книге содержатся сведения о химическом составе, свойствах и областях применения широкого круга реставрационных материалов, включая природные и синтетические адгезивы, консолиданты, покровные материалы, растворители, пигменты.
Анализируются причины разрушения музейных экспонатов; характеризуются особенности технологии реставрации живописных произведений, предметов из дерева, стекла, рукописей на пергаменте; приводятся сведения о современных материалах и технологиях, разработанных за рубежом.
Пособие предназначено для студентов художественных вузов и учащихся специальных учебных заведений, которые готовят реставраторов музейных ценностей, реставраторам, историкам искусства, археологам и музейным работникам.
Природные реставрационные клеи.
Вначале становления реставрации как самостоятельной области деятельности человека в качестве реставрационных материалов использовали те же клеи, олифы и лаки, которыми пользовались создатели произведений искусства; применялись методы их изготовления, аналогичные тем, которые находились в арсенале древних мастеров.
На протяжении десятилетий такие материалы, как казеин, осетровый, мездровый и столярный клеи, воскосмоляные мастики, эмульсии желтка и белка куриного яйца, отвары злаков, камеди и др. находились в арсенале реставраторов и в подавляющем большинстве случаев позволяли решать широкий круг реставрационных задач. Традиции использования природных материалов сохранились и в настоящее время, приверженцы традиционной школы реставрации успешно работают природными материалами.
Однако, как упоминалось в первой главе, старинные методики не всегда позволяли решить главную задачу реставрационного вмешательства - осуществить длительное сохранение предмета искусства: музейные экспонаты и, особенно, настенная живопись часто нуждались в повторной реставрации. Так, например, в Успенском соборе во Владимире в 1931 г. пробные укрепления живописи, по методу химика А. Д. Чиварзина, были проведены казеиново-силикатными растворами с использованием пульверизатора. В результате усадки при высыхании клея, красочный слой растрескался, на поверхности образовалась блестящая плёнка. Материал был признан непригодным, и в дальнейшем укрепление проводилось казеином. Однако укрепление и этим материалом привело к шелушению, растрескиванию, а в некоторых местах и к осыпям красочного слоя.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Введение в курс «Реставрационные материалы» (Т. С. Федосеева).
1.1. Классификация и выбор реставрационных материалов.
1.2. Требования, предъявляемые к реставрационным материалам.
1.3. Термины и определения.
ГЛАВА 2. Природные реставрационные клеи (Т. С. Федосеева).
2.1. Глютиновые клеи.
2.1.1. Строение молекулы коллагена.
2.1.2. Свойства глютиновых клеев.
2.2. Промышленно-выпускающиеся глютиновые клеи.
2.2.1. Желатин.
2.2.2. Клей мездровый.
2.2.3. Клей костный.
2.2.4. Клей казеиновый.
2.3. Области применения глютиновых клеев.
Приложение. Приготовление осетрового клея.
ГЛАВА 3. Воски, смолы и воскосмоляные композиции (Т. С. Федосеева).
3.1. Воски.
3.2. Смолы натуральные.
3.3. Воскосмоляные композиции.
ГЛАВА 4. Олифы (Т С. Федосеева, Е. Л. Малачевская).
4.1. Растительные масла. Химическое строение. Механизм высыхания масла.
4.2. Влияние пигментов на скорость высыхания олифы.
4.3. Механизм старения пленок олифы.
ГЛАВА 5. Покровные материалы (Е. Л. Малачевская).
5.1. Лаки отечественного производства.
5.1.1. Лаки даммарные.
5.1.2. Лак мастичный.
5.1.3. Лак копаловый для художественно-живописных работ.
5.1.4. Лак янтарный.
5.1.5. Лак акрил-фисташковый покрывной для художественно-живописных работ.
5.1.6. Лак АК-2130.
5.1.7. Алкидные лаки.
5.2. Лаки зарубежного производства.
5.2.1. Лаки на основе акриловых полимеров.
5.2.2. Лаки на основе виниловых полимеров.
5.2.3. Лаки на основе циклогексановых смол.
5.2.4. Лаки на основе гидрогенизированных углеводородных смол.
5.2.5. Прочие синтетические лаки зарубежного производства.
5.2.6. Лаки на основе натуральных смол зарубежного производства.
ГЛАВА 6. Растворители (Т. С. Федосеева).
6.1. Классификация растворителей.
6.2. Свойства растворителей, применяющихся в практике реставрации.
6.2.1. Спирты.
6.2.2. Простые эфиры.
6.2.3. Циклические эфиры.
6.2.4. Сложные эфиры.
6.2.5. Ароматические углеводороды.
6.2.6. Нефтяные растворители.
6.2.7. Терпены.
6.2.8. Кетоны.
6.2.9. Хлорсодержащие растворители.
6.2.10. Азот- и серусодержащие растворители.
6.3. Понятие растворимости.
6.4. Использование растворителей для расчистки живописи.
6.4.1. Удаление лака.
6.4.2. Удаление записей.
6.4.3. Удаление олифы.
6.5. Взаимодействие растворителей с укрепляющими материалами и элементами живописи.
ГЛАВА 7. Удаление загрязнений, защитно-декоративных покрытий и поздних записей. Материалы и методы (Т. С. Федосеево).
7.1. Удаление загрязнений с красочного слоя и тыльника картины.
7.2. Материалы для удаления или утоньшения лака и расчистки живописи.
ГЛАВА 8. Синтетические реставрационные материалы (Т. С. Федосеево, В. И. Гордюшина).
8.1. Введение.
8.2. Классификация синтетических материалов.
8.3. Термины и определения.
8.4. Химическое строение, свойства и области применения синтетических реставрационных материалов.
8.4.1. Полимеры на основе поливинилацетата.
8.4.2. Поливиниловый спирт.
8.4.3. Поливинилбутираль.
8.4.4. Полиакриламид.
8.4.5. Полимеры класса акрилатов.
8.4.6. Акриловые дисперсии.
8.4.7. Кремнийорганические материалы.
8.4.8. Фторсодержащие полимеры.
8.4.9. Эпоксидные смолы.
8.4.10. Полиуретановые полимеры.
ГЛАВА 9. Материалы для реставрации рукописей на пергаменте (Т С. Федосеева).
9.1. Строение пергамента.
9.2. Виды повреждений пергамента.
9.3. Технология варки пергаментного клея.
9.4. Материалы для реставрации живописи миниатюр на пергаменте.
9.5. Закономерности формирования клеевого шва при использовании синтетических адгезивов.
9.6. Удаление загрязнений с пергамента.
9.7. Материалы для реставрации переплетов.
9.7.1. Кожаные переплеты.
9.7.2. Переплеты из других материалов.
ГЛАВА 10. Материалы для реставрации стекла, керамики, фарфора (Е. Л. Малачевская, О. Н. Беляевская).
10.1. Состав стекла, керамики и фарфора.
10.2. Виды повреждений и требования к материалам для реставрации изделий из силикатных материалов.
10.3. Реставрационные операции.
10.3.1. Очистка предмета.
10.3.2. Склейка фрагментов.
10.4. Синтетические клеи для склейки предметов из силикатных материалов.
10.4.1. Оптические эпоксидные смолы.
10.4.2. Полиуретановые клеи.
10.4.3. Адгезивы на основе полисилазанов.
10.5. Композиции для восполнения утраченных фрагментов экспонатов из фарфора и керамики.
10.6. Консолиданты для укрепления деструктированного стекла и материалы для защитных покрытий.
10.6.1. Причины разрушения стекла.
10.6.2. Материалы для консервации экспонатов из корродированного стекла.
10.7. Композиции для восполнения утраченных фрагментов экспонатов из стекла.
ГЛАВА 11. Новые материалы и технологии в практике реставрации музейных экспонатов за рубежом (Т. С. Федосеево).
11.1. Адгезивы.
11.2. Консолиданты.
11.3. Защитные покрытия.
11.4. Новые технологии.
Приложение.
Адгезивы и консолиданты зарубежного производства.
ГЛАВА 12. Материалы для реставрации экспонатов из дерева (Т. С. Федосеева, В. И. Гордюшина).
12.1. Строение, химический состав и свойства древесины.
12.1.1. Строение древесины.
12.1.2. Химический состав древесины.
12.1.3. Свойства древесины.
12.1.4. Изменение свойств древесины под воздействием агрессивных факторов.
12.2. Материалы для укрепления древесины.
12.2.1. Консервация археологических деревянных объектов.
12.2.2. Традиционные материалы для укрепления сухой древесины музейных экспонатов.
ГЛАВА 13. Пигменты (С. А. Писарева).
13.1. Введение.
13.2. Пигменты.
13.2.1. Белые.
13.2.2. Синие.
13.2.3. Зелёные.
13.2.4. Красные.
13.2.5. Жёлтые.
13.2.6. Фиолетовые.
13.2.7. Коричневые.
13.2.8. Чёрные.
13.2.9. Металлические.
13.3. Смеси пигментов.
Список сокращений.
Литература.
Купить .
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «Литрес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #искусство :: #Федосеева :: #Беляевская :: #Гордюшина :: #Малачевская :: #Писарева :: #реставрация
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Национальный археологический музей, Перова Д., 2012
- Национальный музей, Мкртычев Т., 2013
- Теория кино, Глаз, эмоции тело, Эльзессер Т., Хагенер М., 2016
- Эрмитаж, Прогулка по залам и галереям, Альбом-путеводитель, Веснин С., 2000
- Великие музеи Мира, Национальный музей азиатских искусств, том 40, Мкртычев Т., 2012
- Великие музеи Мира, Филадельфийский музей искусств, том 75, Майкапар А., 2013
- Великие музеи Мира, Капитолийские музеи, том 69, Майкапар А., 2013
- Великие музеи Мира, Бруклинский музей, том 59, Майкапар А., 2012