Коллективная монография, составленная известными отечественными и итальянскими учеными и практиками искусства, посвящена научным основам экспериментов в живописи, музыке, дизайне, литературе. Анализируются исторические прецеденты экспериментирования на материале русского и итальянского футуризма. Рассмотрены современные методологические и методические основания «конструирования» объектов эстетической сферы, обеспечения целостности восприятия таких объектов, «технологии» используемых при этом художественных приемов, а также связанные с эстетическими инновациями проблемы художественного образования.
Для искусствоведов, эстетиков, психологов, культурологов, художников, музыкантов, писателей, студентов старших курсов соответствующих специальностей, а также всех интересующихся проблемами современного искусства.
Кризис искусства как кризис западной цивилизации: Зедльмайр и Шпенглер.
Исследование X. Зедльмайра появилось в 1948 году, но переведенным в России оказалось лишь в начале XXI века. Дело не в том, что X. Зедльмайр солидарен с Н. Бердяевым. Его исследование вписывается в распространенный в России образ западной культуры и Запада. Кроме того, идеи немецкого искусствоведа совпадают и с концепцией О. Шпенглера, впервые провозгласившего, как известно, не только «смерть» искусства в безрелигиозной цивилизации, но и «закат» Запада. По сути, эту шпенглеровскую идею заката X. Зедльмайр лишь продемонстрировал, опираясь на эволюцию искусства последних веков. Н. Бердяев утверждал, что идея О. Шпенглера удивительно созвучна тому образу Запада, что возник в русской культуре. Имея в виду идеи О. Шпенглера, он пишет: «Но новы ли эти мысли? Нас, русских, нельзя поразить этими мыслями. Мы давно уже знаем различие между культурой и цивилизацией. Все они ощущали некий священный ужас от гибели культуры и надвигающегося торжества цивилизации».
X. Зедльмайр и не думает скрывать, что его искусствоведческий текст есть своего рода интертекст, а следовательно, и определенная иллюстрация к идеям О. Шпенглера. Фиксируя отклонения от человеческого, что и означает дегуманизацию, X. Зедльмайр буквально подтверждает правоту Шпенглера. «Вопрос заключается в том, не все ли поздние фазы культур в той или иной форме дают уклонение от идеи человеческого -каждая своим способом, будь то церемонное оцепенение, поверхностность, бурный рост, достигающий состояния колоссального и пустого, бездушие, одичание и огрубение. В этом случае то, что возникло в XIX и XX веках, окажется особой формой умирания “фаустовской” культуры Запада, и прав будет Шпенглер». Правда, очевидная солидарность с О. Шпенглером и соотнесенность выводов с идеями немецкого философа явно не исчерпывают всех представлений X. Зедльмайра о состоянии западной культуры в XIX и XX веках. Морфологию О. Шпенглера X. Зедльмайр дополняет существенным наблюдением.
Оглавление.
В.М. Петров. Наука и искусство: зачем взаимодействовать? (Вместо предисловия).
Часть I Общие проблемы теории и истории экспериментального искусства.
А.С. Мигунов. Искусство и современные гуманитарные технологии.
Н.А. Хренов. Эстетический ренессанс эпохи оттепели.
Луиджи Пальярини. Полиморфический интеллект (Luigi Pagliarini. Тhe polymorphic intelligence).
М.Н. Афасижев. Функции эксперимента в различных видах искусства прошлого и первой половине XX века.
Л.Р. Пчелкина. Экспериментальное искусство 1920-х в России: теория и практика художников-проекционистов (группа «Метод»).
А.С. Мигунов. Футуризм. Испытание временем.
Часть II Методологическое и методическое обеспечение экспериментов в искусстве.
В.Ф. Петренко, Е.А. Коротченко. Психосемантика искусства: натюрморт как визуальный афоризм.
Стефано Мастандреа. Советы психолога по дизайну совершенных объектов (Stеfano Mastandrea. Рsychological suggestions to design perfect objects).
Н.Б. Зубарева, П.А. Куличкин. Современный композитор: теоретические взгляды и творческая практика. От «ноктюрна водосточной трубы» до «бабушкиных аккордов».
В.М. Петров. Приемы, обеспечивающие единство произведения искусства: классификация, основанная на информационном подходе (Vladimir M. Petrov. Devices providing the integrity of works of art: classification based on the information approach).
Часть III Современное искусство: опыт «онаученного» экспериментаторства.
Мириам Миролла. Современное итальянское экспериментальное искусство: приемы визуального воздействия (Miriam Mirolla. Сontemporary Italian experimental art: devices of visual subtraction).
Серджио Ломбардо. От корней эвентуализма в 1960-х – к стохастическому и «роботическому» искусству (Sergio Lombardo. From the roots of eventualism in 1960 to stochastic paintings and robotic art).
Джулиано Ломбардо. Алгоритмическая композиция и автоматическое творчество (Giuliano Lombardo. Algorithmic composition and automatic creativity).
В.В. Афанасьев. Звуко-цветовые музыкальные структуры (Valentin Afanasiev. Sound-colour musical structures).
В.М. Петров. О конструктивном концептуализме в поэзии: исповедь «изобретателя» и пример «внедренного изобретения».
Часть IV Теория творчества: проблемы психологии и педагогики.
Л.Я. Дорфман. О потоке метаиндивидуального сознания композитора.
Л.Я. Дорфман. Творчество композитора в метаиндивидуальном интерьере.
Орацио Личчиарделло, Мария Элвира де Кароли, Клаудиа Кастильоне, Элизабета Сагоне. Что такое «творчество»? Исследование репрезентативности в творчестве учителей (Orazio Licciardello, Maria Elvira de Caroli, Claudia Castiglione, Elisabetta Sagone. What is “creativity”? A study on representation and assessment of creativity expressed by teachers).
Мария Элвира де Кароли, Орацио Личчиарделло, Элизабета Сагоне. Дивергентное мышление и формы коллекций в процессе развития (Maria Elvira de Caroli, Orazio Licciardello, Elisabetta Sagone. Divergent thinking and shape collections in developmental age).
Наши авторы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экспериментальное искусство, Влияние теории на художественное творчество, Личчиарделло О., Ломбардо С., Петров В., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #искусство :: #Личчиарделло :: #Ломбардо :: #Петров
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Музыка Древней Греции и Рима, Герцман Е.В., 1995
- Техника сценической речи, Саричева Е., 1948
- Гальванотехника в декоративном искусстве, Одноралов Н., 1974
- Музей как объект культуры, Искусство экспозиционного ансамбля, Майстровская М.Т., 2016
Предыдущие статьи:
- Архитектура Московского метро, 1935-1980 годы, Костина О.В., 2019
- Мастерство актера, Станиславский - Болеславский - Страсберг, история, Теория, Практика, Черкасский С.Д., 2016
- Произведения разных лет, том 5, Малевич К., 2004
- Великие музеи мира, Национальная галерея Шотландии, том 73, Гордеева М., 2013