В широком социально-философском и культурологическом контексте рассмотрены теоретические основания и практика использования фотографии как метода социологического исследования. Показаны особая роль визуальных представлений, проявлений и воображения в современном и особенно в постсовременном обществе. Освещены основные вехи развития социально ориентированной фотографии и показан путь, пройденный по направлению к социологической фотографии. Охарактеризовано общество в фотографическом объективе, включая человеческие личности, действия, социальное взаимодействие, коллективность, культуру и окружающую среду общества. Представлены возможности фотографии в качестве дополнения к другим методам социологии. Проанализирован фотографический образ как предмет интерпретации. Изложены теоретические аспекты развития визуальной социологии.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование в области социологии, культурной антропологии, этнографии, журналистики. Представляет интерес для широкого круга ученых и специалистов социально-гуманнтарной сферы, практикующих использование фотографии и других методов отображения визуальных аспектов общественной жизни.
Визуальные проявления.
Исследователи визуальной культуры вообще ограничиваются констатацией насыщения общественного окружения образами (визуальными представлениями), в том числе образами фотографическими, и такие образы затем подвергают анализу и интерпретации. Однако в визуальном универсуме современного мира содержатся не только готовые, специально созданные образы, но и все то, что может поддаваться зрительному восприятию, что только еще может быть сформированным, схваченным в мгновенном зрительном образе или преобразованным в образ устойчивый, например, с помощью фотоаппарата. Визуальную социологию интересуют всякие визуальные проявления общественной жизни, все то, что можно заметить зрительно в отношении общества. А если можно заметить, то можно и сфотографировать, используя то продолжение глаза, каким является объектив. В этой книге мы принимаем более широкую дефиницию визуальности, охватывающую как визуальные представления, так и визуальные проявления. Вместе со многими другими исследователями мы разделяем точку зрения австралийских теоретиков культуры: «Визуальное исследование - это не только анализ образов, но скорее анализ того, что видимо и наблюдаемо (...) Визуальные данные потенциально охватывают всякие предметы, людей, места, явления, события, которые может наблюдать человеческий глаз» [43, p. ix, 4].
Относительно таких визуальных проявлений (а не только визуальных представлений) можно также сформулировать тезис об их растущем богатстве по мере развития современного и постсовременного общества. «Строительство мира Запада двадцатого века, что и составляет собственно предмет социологии и породило социологию, имело ярко выраженный визуальный аспект» [30. р. 198]. Сейчас, как утверждают Эммисон и Смит, «мы живем в сообществе массированной образности» [43, p. viii].
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Н.В. Покровский. Умение видеть и искусство понимать.
Введение.
Глава 1. Визуальность мира и визуальное воображение.
1.1.Визуальные представления.
1.2.Визуальные проявления.
1.3.Визуальное воображение.
Глава 2. Социология в фотографии и фотография в социологии.
2.1. Социально ориентированная фотография.
2.2. На пути к социологической фотографии.
Глава 3. Общество в объективе.
3.1. Визуальные данные социологии.
3.2. Человеческие личности.
3.3. Действия.
3.4. Социальное взаимодействие (интеракция).
3.5. Коллективность и коллективные действия.
3.6. Культура.
3.7. Окружающая среда общества.
Глава 4. Фотография как дополнение к другим методам социологии.
4.1. Критический реализм.
4.2. Наблюдение.
4.3. Анализ содержания.
4.4. Метод личных документов.
4.5. Интервью с интерпретацией фотографий.
4.6. Функции фотографий в социологических исследованиях.
Глава 5. Фотографический образ как предмет интерпретации.
5.1. Герменевтический анализ.
5.2. Семиотическая интерпретация.
5.3. Структурная интерпретация.
5.4. Дискурсивная интерпретация.
Глава 6. Теоретические аспекты визуальной социологии.
6.1. Фотография и социологическая теория.
6.2. Феноменологическая социология.
6.3. Этнометодология.
6.4. Драматургическая социология.
Заключение.
Приложение. Тренировка визуального воображения.
Интерпретация визуального воображения.
Активное фотографирование.
Список литературы.
Предметный указатель.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Визуальная социология, Фотография как метод исследования, Штомпка П., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по социологии :: #социология :: #Штомпка :: #фотография
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Этнические конфликты, Их биологические корни в этническом фаворитизме, Ванханен Тату, 2014
- Библиографическая деятельность библиотеки, Коготков Д.Я., 2003
- Этничность и власть в столичном мегаполисе, Филиппов В.Р., 2009
- Системный подход в социологии, Новые направления, теории и методы анализа социальных систем, Давыдов А.А., 2005
Предыдущие статьи:
- Западная социология ХІХ-ХХ вв, От классики до постнеклассической науки, Эпистемологическое обозрение, Плахов В.Д., 2006
- Социальный контроль масс, Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И., Луков В.А., 2007
- Социальное проектирование, Луков В.А., 2007
- Политическая социология, Желтов В.В., Желтов М.В., 2009