Школа игры на шестиструнной гитаре состоит из двух частей.
Первая часть — «Музыкально-теоретические сведения и практическое освоение инструмента». В ней четыре раздела, включающие краткие сведения по истории гитары и теории музыки: а также упражнения, необходимые для овладения игрой на инструменте. Сложность музыкально-теоретических понятий и упражнений от раздела к разделу постепенно возрастает.
Вторая часть — «Репертуарное приложение». Сюда входят популярные произведения советских, русских и зарубежных композиторов, обработки народной музыки, этюды в доступном для учащихся изложении.
К разучиванию пьес из «Репертуарного приложения» можно приступать только тогда, когда тщательно проработан теоретический и практический материал соответствующих разделов первой части. В этом залог приобретения прочных систематизированных теоретических знаний и хорошей техники игры на гитаре.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГИТАРЕ.
Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента — наблы, — внешним видом напоминающего гитару.
Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла — символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В XIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила полное признание.
Слово «гитара» арабского происхождения.
В конце XV в. состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.
В культурной жизни Испании, начиная с XVI в., большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания — «салоны», — собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.
С XVI в. увлечение щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее, составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фуенльяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и многие другие.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Музыкально-теоретические сведения и практическое освоение инструмента.
Раздел I.
Исторические сведения о гитаре.
Общие сведения о гитаре.
Диапазон гитары.
Струны.
Звук.
Запись нот.
Нотоносец.
Длительность нот.
Паузы.
Размер. Такт.
Настройка гитары.
Посадка.
Постановка правой руки.
Постановка левой руки.
Движение пальцев при игре.
Правая рука.
Способ извлечения звука.
Общие замечания.
Звукоряд.
Лига.
Нота с точкой.
Затакт.
Оттенки исполнения.
Темп.
Фермата.
Знаки альтерации.
Интервалы.
Сокращение нотного письма.
Реприза. Вольты.
Аккорды.
Гаммы.
Последовательность мажорных гамм с диезами.
Последовательность мажорных гамм с бемолями.
Позиции.
Синкопа.
Баррэ.
Малое баррэ.
Непарное деление длительностей.
Раздел II.
Легато.
Стаккато.
Гаммы.
Раздел III.
Позиции.
Скользящий удар.
Пяти- и шестизвучные аккорды.
Аппликатура.
IV позиция.
V позиция.
Кантилена.
Тремоло.
VII позиция.
IX позиция.
Мажорные и минорные гаммы.
Раздел IV.
Глиссандо.
Вибрация.
Флажолеты.
Искусственные флажолеты.
Сложные флажолеты.
Мелизмы.
Пиццикато.
Расгеадо.
Пульгар.
Тамбур.
Гитара в ансамблях.
Работа над произведением.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Репертуарное приложение.
Раздел I.
Н. Кост. Два этюда.
П. Хаджиев. Светляки.
К. Акимов. Дождик накрапывает.
Н. Иванова-Крамская. Этюд.
Н. Иванова-Крамская Колыбельная.
Н. Кост. Этюд.
А. Диабелли. Менуэт.
Г. Беренс. Две пьесы.
Т. Шаверзашвили. На лужайке.
А. Гедике. Медленный вальс.
Л. Бунина. Этюд.
А. Иванов-Крамской. Четыре пьесы для начинающих.
А. Иванов-Крамской. Два этюда.
М. Джулиани. Аллегро.
Четыре русские народные песни (Под окном черемуха колышется. Посеяли девки лен. Как по морю. Утушка луговая). Обработка А. Иванова-Крамского.
А. Иванов-Крамской. Две прелюдии.
Ф. Сор. Этюд.
Раздел II.
А. Диабелли. Четыре этюда.
Н. Иванова-Крамская. Маленькая прелюдия.
Р. Шуман. Марш солдатиков.
Р. Шуман. Мелодия.
А. Диабелли. Марш.
А. Иванов-Крамской. Две пьесы.
Дiвка в сiнях стояла. Украинская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского.
Раздел III.
А. Иванов-Крамской. Пять пьес.
Вик. Калинников. Миниатюра.
П. Чайковский. Сладкая греза.
Ф. Сор. Два этюда.
Б. Сосновцев. Колыбельная.
А. Иванов-Крамской. Этюд.
Ах ты, душечка. Русская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского.
Раздел IV.
А. Гречанинов. В разлуке.
П. Чайковский. Мазурка.
И. Савио. Часы.
Н. Рамо. Менуэт.
Т. Хренников. Скерцо.
А. Иванов-Крамской. Три этюда.
A. Хачатурян. Прелюдия.
B. Шебалин. Раздумье.
А. Гречанинов. Мазурка.
А. Гурилев. Полька-мазурка.
Н. Речменский. Этюд.
Г. Тихомиров. Этюд-пьеса.
A. Иванов-Крамской. Три прелюдии.
B. Шебалин. Прелюдия.
А. Иванов-Крамской. Этюд-картина.
Д. Скарлатти. Соната.
Ансамбли.
В низенькой светелке. Русская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского.
Ты пойди, моя коровушка, домой. Русская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского Я посеяла, млада, младенька. Русская народная песня.
Обработка А. Иванова-Крамского.
По небу по синему. Русская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского.
А. Иванов-Крамской. Вальс.
М. Глинка. Сомнение.
К. М. Вебер. Менуэт.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Школа игры на шестиструнной гитаре, Иванов-Крамской А.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по музыке :: #музыка :: #Иванов-Крамской :: #гитара
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Развитие творческой личности младшего школьника на уроках музыки, методическое пособие, Рудзик М.Ф., 2014
- Школа игры на шестиструнной гитаре, Пухоль Э., 2014
- Школа игры на синтезаторе, Кургузов С., 2008
- Джазовая азбука для начинающих, Коннова Е.В., 2009
Предыдущие статьи:
- Певческая азбука ребенка, Битус А.Ф., Битус С.В., 2007
- Азбука игры на фортепиано, Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ, Барсукова С.А., 2002
- Музыкальный конструктор, Белорусец К.С., Белорусец С.М., Шмагина Т.С., 1996
- Методические рекомендации по развитию музыкального восприятия у учащихся младшего школьного возраста, Рева В.П., 1989