Второй том «Истории итальянского искусства» Дж. К. Аргана посвящен главным образом периоду XVI—XVII вв., связанному в Италии с эпохой Возрождения и барокко. В XVIII в. ведущим центром итальянской культуры становится Венеция, наиболее выдающимися мастерами искусства которой были Дж. Б. Тьеполо и Каналетто. Значительное внимание уделяется искусству классицизма.
Браманте и Рафаэль в Риме.
Оставив Милан в 1499 г. после его захвата французами, Браманте обосновывается в Риме, куда в 1505 г. возвращается также и Микеланджело. Рафаэль приезжает в Рим в 1508 г. Леонардо покидает в 1506 году Флоренцию, но Рим его не привлекает. Во время очередного длительного пребывания в Милане он часто наезжает в Рим в 1513—1516 гг., но не принимает участия в художественной деятельности, в которой главные роли играют Браманте, Рафаэль и Микеланджело. В конце 1516 г. он уезжает по приглашению Франциска I во Францию, где в 1519 г. в замке Амбуаз оканчивается его жизненный путь.
Художником, открывшим краткий период так называемого римского классического искусства, является, таким образом, Браманте. Ему было в то время под шестьдесят, он долго работал в Ломбардии, где сильны были консервативные художественные традиции, хотя и поколебленные за последние двадцать лет под влиянием Леонардо. Классическая культура Браманте сложилась в Урбино: иллюзионизм и почти театральность, которые Мелоццо придал теоретической пространственности Пьеро делла Франчески, сохранились в основе его представления о пространстве. Вначале он выступает главным образом как художник и с этих позиций подходит к проблеме архитектурного пространства. Так, в церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро, не имея возможности развить вглубь протяженность хора, он создает с помощью стукко перспективное изображение пространства. Зрительный образ равнозначен для него реальной протяженности пространства. Другим источником гуманизма является для него строгое, археологически выдержанное классическое искусство Мантеньи, проявляющего гораздо больший интерес к облику, чем к структуре монументальных строений и, следовательно, к предметности и образности античного мира. В ломбардских постройках Браманте архитектурная пространственность сводится главным образом к зрительным эффектам: с одной стороны, это чередование крупных масс и проемов между ними, с другой — обильный декор, заставляющий поверхности как бы вибрировать под воздействием света и воздуха. Подобные поиски неопределенной пространственности, не подвластной метрической системе определения пропорций, становятся особенно настойчивыми после знакомства Браманте с Леонардо, в живописных работах которого безграничная глубина соединяется с неуловимой зыбкостью световоздушной среды, а также (с переходом от больших величин к малым) «пристальным» вниманием к «мельчайшей» травинке или камешку.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Шестнадцатый век (чинквеченто) 7
Микеланджело, Леонардо и Рафаэль во Флоренции 11
Браманте и Рафаэль в Риме 25
Микеланджело в Риме 32
Микеланджело во Флоренции 36
Последний римский период творчества Микеланджело 39
Круг великих мастеров 43
Скульптура 49
Архитектура 50
Венеция: раннее творчество Джорджоне и Тициана 54
Круг Джорджоне и молодого Тициана 63
Эмилия: Корреджо, Пармиджанино, Доссо 65
Маньеризм в Тоскане 70
Венецианская школа 78
Зрелость Тициана 79
Венецианская живопись времени Тициана 86
Венецианская провинция: Брешиа и Бергамо 92
Маньеризм в Венеции 95
Скульптура и архитектура Венеции 108
Развитие маньеризма в Центральной Италии 117
Прихоть и правило 121
Поздний маньеризм в Риме 122
Другие центры маньеристической культуры 127
ГЛАВА ВТОРАЯ
Семнадцатый век (сейченто) 129
Карраччи и Караваджо 132
Два течения: последователи Караваджо и Карраччи 142
Скульптура и архитектура Рима 146
Развитие римского барокко 159
Неаполь 162
Тоскана 165
Генуя 165
Венеция 166
Ломбардия 168
Пьемонт 169
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Восемнадцатый век (сеттеченто) 172
Архитектура Пьемонта 173
Римская архитектура 176
Архитектура Неаполя и Южной Италии 178
Венецианская архитектура 181
Неаполитанская живопись 182
Римская живопись 183
Живопись Генуи и Ломбардии 186
Болонская живопись. Д М. Креспи 189
Венецианская живопись 191
Искусство венецианского пейзажа- ведуты 193
Скульптура XVIII века 201
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Неоклассицизм 203
Градостроительство и архитектура неоклассицизма 204
Неоклассическая скульптура 206
Неоклассическая живопись 210
ГЛАВА ПЯТАЯ
Романтизм 213
От романтизма к футуризму 213
В. Д. Дажина. Послесловие 219
Список иллюстраций к 1-му тому 229
Список иллюстраций ко 2-му тому 235.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История итальянского искусства, том 2, Арган Д.К., Дажина В.Д., 1990 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #Арган :: #Дажина
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Картина классической эпохи, Даниэль С.М., 1986
- Мир Леонардо, 1452-1519, Уоллэйс Роберт, 1997
- История искусства, Эрнст Гомбрих, 1998
- Словарь сюжетов и символов в искусстве, Холл Д., 1996
Предыдущие статьи:
- История искусств, Отечественное искусство, Ильина Т.В., 2000
- Перов Василий, Дитерихс Л.К.
- Боттичелли, Зарницкий С., 2007
- Популярная история живописи, Западная Европа, Дятлева Г.В., Хворостухина С.А., Семенова О.В., 2001