История искусства, Эрнст Гомбрих, 1998

История искусства, Эрнст Гомбрих, 1998.

   Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы. При работе над книгой я думал в первую очередь о читателях подросткового и юношеского возраста, которые только что открыли для себя мир искусства. Но, на мой взгляд, книги для юношества должны писаться так же, как и для взрослых, с учетом, правда, особой критичности тинейджеров, нетерпимых к фальши и претенциозному жаргону.

История искусства, Эрнст Гомбрих, 1998


Первобытное и «примитивное» искусство. Древняя Америка.
О возникновении искусства нам известно не больше, чем о происхождении языка. Если подразумевать под искусством такие виды деятельности, как возведение храмов и жилых домов, создание картин, скульптур или тканых узоров, то во всем мире не найдется народа, незнакомого с искусством. Если же относить к искусству только изящные предметы роскоши, творения, предназначенные для музеев и выставочных залов, для украшения салонов, то придется признать, что величайшие зодчие, живописцы и скульпторы прошлого понятия не имели об искусстве. Лучше всего это можно пояснить на примере архитектуры. Все мы знаем, что есть красивые сооружения, которые можно назвать подлинно художественными произведениями. Но едва ли найдутся в мире здания, не предназначенные для какой-то определенной цели. Люди, использующие их для богослужений, развлечений или проживания, судят о них прежде всего с точки зрения полезности. Но помимо этого им могут нравиться или не нравиться общие очертания, пропорции постройки, и тогда работа архитектора оценивается не только с практической стороны, но и по критериям «верной» формы. В далеком прошлом отношение к живописи и скульптуре было таким же - они наделялись определенной функцией. Не зная требований, предъявляемых к зданиям, невозможно по достоинству их оценить.

Точно так же мы вряд ли поймем искусство прошлого, если не ведаем о целях, которым оно служило. И чем дальше мы продвигаемся в глубь истории, тем более конкретными и вместе с тем непривычными для нас представляются эти цели. То же самое происходит, когда из города мы перебираемся в деревню или, еще лучше, покинув цивилизованные страны, отправляемся к племенам, чей образ жизни приближается к условиям обитания наших далеких предков. Такие народы называют «примитивными», но не потому, что примитивны процессы их мышления - на самом деле они нередко сложнее наших, - но потому, что они ближе к первоначальному состоянию человечества. Примитивные, или первобытные, народы не знают различия между постройкой и изображением в отношении их полезности: хижины должны укрывать от дождя, ветра, солнечных лучей, а изображения должны защищать людей от иных сил, в их сознании не менее реальных, чем силы природы. Другими словами, скульптура и живопись используются в магических целях.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Об искусстве и художниках 15
Глава 1 ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОКИ
Первобытное и «примитивное» искусство. Древняя Америка 39
Глава 2 ИСКУССТВО ДЛЯ ВЕЧНОСТИ
Египет, Месопотамия, Крит 55
Глава 3 ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
Греция. VII-V века до н.э. 75
Глава 4 ЦАРСТВО ПРЕКРАСНОГО
Греция и греческий мир. IV век до н.э. - I век н.э. 99
Глава 5 ПОКОРИТЕЛИ МИРА
Римляне, буддисты, иудеи и христиане. I—IV века 117
Глава 6 РАСХОЖДЕНИЕ ПУТЕЙ
Рим и Византия. V-XIII века 133
Глава 7 ВЗГЛЯД НА ВОСТОК
Страны мусульманского мира. Китай. II-ХIII века 143
Глава 8 ИСКУССТВО В ПЛАВИЛЬНОМ КОТЛЕ
Западная Европа. VI-XI века 157
Глава 9 ЦЕРКОВЬ ВОИНСТВУЮЩАЯ
XII век 172
Глава 10 ЦЕРКОВЬ ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ
XIII век 185
Глава 11 ПРИДВОРНЫЕ И ГОРОЖАНЕ
XIV век 207
Глава 12 ЗАВОЕВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Начало XV века 223
Глава 13 ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: I
Середина и вторая половина XV века в Италии 247
Глава 14 ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: II
XV век на севере Европы 269
Глава 15 ДОСТИГНУТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Тоскана и Рим. Первая треть XVI века 287
Глава 16 СВЕТ И ЦВЕТ
Венеция и Северная Италия. Первая половина XVI века 325
Глава 17 РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВОГО СТИЛЯ
Германия и Нидерланды. Первая четверть XVI века 341
Глава 18 КРИЗИС ИСКУССТВА
Европа. XVI век 361
Глава 19 ВИДЕНИЕ И ВИДЕНИЯ
Католическая Европа. Первая половина XVII века 387
Глава 20 ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
Голландия. XVII век 413
Глава 21 ВЛАСТЬ И СЛАВА: I
Италия. XVII-XVIII века 435
Глава 22 ВЛАСТЬ И СЛАВА: II
Франция, Германия и Австрия. Вторая половина XVII - начало XVIII века 447
Глава 23 ВЕК РАЗУМА
Англия и Франция. XVIII век 457
Глава 24 РАЗРЫВ ТРАДИЦИИ
Англия, Америка и Франция в конце XVIII - начале XIX века 475
Глава 25 ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
XIX век 499
Глава 26 В ПОИСКАХ НОВЫХ НОРМ
Конец XIX века 536
Глава 27 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Первая половина XX века 557
Глава 28 ИСТОРИЯ БЕЗ КОНЦА
Триумф модернизма 599
ЕЩЕ ОДИН ПОВОРОТ ПОТОКА
МЕНЯЮЩЕЕСЯ ПРОШЛОЕ
БИБЛИОГРАФИЯ 638
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ. КАРТЫ 655
ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА 670
Указатель имен, терминов и географических названий 674.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История искусства, Эрнст Гомбрих, 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - zip
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - htm - Яндекс.Диск.  

Скачать - doc - Яндекс.Диск.  
Дата публикации:





Хештеги: :: ::