Мировая художественная культура, базовый уровень, 10 класс, Емохонова Л.Г., 2015

Мировая художественная культура, Базовый уровень, 10 класс, Емохонова Л.Г., 2015.

   Учебник соответствует требованиям ФГОС. Входит в завершенную линию «Мировая художественная культура» 10 — 11 классов, разработанную Л.Г. Емохоновой. Учебник знакомит с художественной культурой Европы. Азии, Африки. Америки от первобытности до Средних веков. Акцент делается на наиболее знаковых памятниках архитектуры, изобразительного искусства, музыки. Древнейший пласт культуры представлен памятниками, архитектура и декор которых отражают ключевой миф каждого культурного ареала. Западноевропейская культура показана как история стилей, от раннего христианства до Арс нова. Русская культура рассматривается как уникальное явление в контексте западноевропейской культуры. Большое внимание уделено раскрытию содержания и смысла мифологических и религиозных сюжетов, а также эстетической оценке произведения.
CD-приложение содержит дополнительные материалы к учебнику — иллюстрации и музыкальные фрагменты.
Для учащихся 10 классов, изучающих предмет на базовом уровне.

Мировая художественная культура, Базовый уровень, 10 класс, Емохонова Л.Г., 2015


НАЗЕМНЫЙ ХРАМ — СИМВОЛ ВЕЧНОГО САМОВОЗРОЖДЕНИЯ БОГА РА.
Культура Древнего Египта выросла из идеи вечной жизни. В бесплодной зоне пустыни, где земледелие процветало, но не было дождевого орошения, т. е. Земля-мать не оплодотворялась Небом-отцом, основу богатого урожая составляли ежегодные разливы Нила. Египтяне объясняли их тем, что богиня Исида оплакивает своего супруга — бога растительности Осириса, убитого коварным богом пустыни. Осирис, ставший владыкой загробного мира, из глубин земли высылал урожай, заставляя поля плодоносить, или сдерживал ее силы. Ту же власть над урожаем имели все покойники, находившиеся под землей. Следовательно, забота о посевах становилась заботой об усопших, которых надо было поддерживать пищей, питьем и теплом. Сложился культ мертвых — культ той жизни, которую дарует смерть умирающего и воскресающего бога.

Вместе с тем жизнь в Египте зависела от четкого функционирования ирригационной системы, которую регулировала верховная власть, т. е. фараон. По этой причине фараон приравнивался к богу, соединяя образ смертного царя и бессмертного бога Хора (сына Осириса и Исиды). Чтобы объяснить смерть царя-бога, выдвинули идею его преображения. Божественная ипостась фараона (Хор) после смерти становилась Осирисом. Таким способом она как бы расширялась и включала Хора (покровителя живого фараона) и Осириса (покровителя умершего фараона). Земную ипостась воплощала личность нового фараона.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Художественная культура первобытного мира.
Урок 1. Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису.
Урок 2. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне.
Урок 3. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
Художественная культура Древнего мира.
Месопотамия.
Урок 4. Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне.
Древний Египет.
Урок 5. Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке.
Урок в. Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия.
Урок 7. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора.
Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.
Урок 8. Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики и живописи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка.
Урок 9. Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. Пирамида Солнца в Теотиуакане. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура.
Урок 10. Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция.
Урок 11. Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Гоеции. Парфенон — образец высокой классики.
Урок 12. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона.
Урок 13. Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада.
Урок 14. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий Гермафродит. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме.
Древний Рим.
Урок 15. Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи. Римский форум. Пантеон. Колизей.
Урок 16. Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев. дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний Брут, Октавиан Август. Константин Великий.
Раннехристианское искусство.
Урок 17. Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
Художественная культура Средних веков.
Византия и Древняя Русь.
Урок 18. Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика. Собор Св. Софии в Константинополе. Живописная декорация крестово-купольного храма.
Урок 19. Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде.
Урок 20. Византийский стиль в мозаичном декоре.
Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве.
Урок 21. Византийский стиль в иконописи. Икона Богоматери Владимирской. Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Урок 22. Формирование московской школы иконописи.
Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель.
Урок 23. Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные черты в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском.
Урок 24. Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.
Западная Европа.
Урок 25. Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.
Урок 26. Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне.
Урок 27. Готика. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал.
Урок 28. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция. Собор Нотр-Дам в Шартре. Аббатство Сен-Дени под Парижем. Собор Нотр-Дам в Руане. Германия. Собор Санкт-Петер в Кёльне. Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания. Собор в Толедо. Италия. Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова.
Урок 29. Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе Урок 30. Аллегорические циклы Арс нова. Андреа да Бонайути. «Триумф покаяния». Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Мастер «Триумфа Смерти». «Триумф Смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе. Музыкальное течение Арс нова.
Урок 31. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века.
Китай.
Урок 32. Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине.
Япония.
Урок 33. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток.
Урок 34. Образ рая в архитектуре мечетей. Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде.
Урок 35. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
Примечания.
Художественная культура Древнего мира.
Художественная культура Средних веков.
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века.
Словарь основных понятий.
Рекомендуемая литература.
Библиография.
Список иллюстраций.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мировая художественная культура, базовый уровень, 10 класс, Емохонова Л.Г., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи: