История философии, Скирбекк Г., Гилье Н., 2000

История философии, Скирбекк Г., Гилье Н., 2000.

  Авторы — известные норвежские философы. В краткой, доступной и увлекательной форме они описывают основные моменты и персоналии истории мировой философии — от Фалеса и Гераклита до Ж. Дерриды и Хабермаса. Драма идей обрисована крупными мазками с упором на идеи, актуальные и в наше время. Авторы раскрывают читателю лабораторию философского мышления, стили и способы философской аргументации.
Книга интересна всем, кто чувствует необходимость приобщиться к сокровищам человеческого мышления и духа. Круг ее читателей включает студентов и аспирантов, готовящихся к сдаче экзаменов по философии, преподавателей философии, желающих обновить свои знания.

История философии, Скирбекк Г., Гилье Н., 2000


Анаксимандр и Анаксимен.
Анаксимандр и Анаксимен, судя по всему, начали с тех же предпосылок и задавали тот же вопрос, что и Фалес. Однако Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т.д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Такого рода возражения Анаксимандр мог выдвинуть против ответа Фалеса.

Со своей стороны, Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени). Этим способом он. очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона. С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса. И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

Оглавление.
Предисловие к русскому изданию.
Введение.
Глава 1. Досократическая философия с обзором индийских и китайских учений.
Греческий полис: Человек-в-сообществе.
Фадес.
Анаксимандр и Анаксимен.
Гераклит и Парменвд.
Примирители: Эмпедокл и Анаксагор.
Демокрит.
Пифагорейцы.
Обзор индийских и китайских учений.
Предпосылки индийской философии.
Упанишады.
Буддистская философия.
Бхагавадгита.
Конфуций.
Даосистская философия.
Глава 2. Софисты и Сократ.
Софисты.
Протагор.
Сократ.
Глава 3. Платон — Идеальное государство: образование и вся власть «экспертам».
Знание и бытие.
Государство и идея добра.
Этическая ответственность искусства.
Глава 4. Аристотель — Politeia: политика как разумная жизнь в сообществе.
Идея или субстанция — Платон и Аристотель.
Онтология и эпистемология — форма и материя; четыре причины.
Аристотель и экология.
«Праксис» — разумные действия.
Искусство — имитация и катарсис.
Глава 5. Поздняя античность.
Обеспечение личного счастья.
Эпикуреизм — обеспечение личного благополучия.
Стоики — обеспечение личного счастья.
Неоплатонизм.
Науки в античности.
Историография.
Медицина.
Юриспруденция.
Математика.
Физика и химия.
Астрономия.
Филология.
Женщины-ученые в античности.
Глава 6. Средние века.
Христианство и философия.
Папа и король — два правителя в одном государстве.
Августин.
Августин — вера и разум.
Скептицизм.
Опровержение скептицизма Августином.
Августин как христианский неоплатоник.
Знание и воля.
Геласий и учение о двух властях.
Проблема универсалий.
Фома Акви некий — законы и человек как общественное существо.
Фома Аквинский — гармония и синтез.
Онтология.
Эпистемология.
Антропология и моральная философия.
Бог и мир.
Оккам — от синтеза к скептицизму.
Лютер — волюнтаризм и номинализм: только вера.
Университетская традиция.
Арабская философия и наука.
Глава 7. Новое время и возникновение естествознания.
Экспериментальное математическое естествознание.
Коперник и Кеплер.
Галилей и Ньютон.
Биологические науки.
Механическая картина мира и связь души и тела.
Человек как субъект.
Глава 8. Ренессанс и реальная политика.
Макиавелли — политика как манипуляция.
Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций).
Глава 9. Гоббс — индивид и самосохранение.
Общество как часовой механизм.
Естественный закон как норма разума.
Учение о движении.
Либеральность и либерализм.
Глава 10. Человек между сомнением и верой.
Декарт — методическое сомнение и доверие разуму.
Паскаль — доводы ума и доводы сердца.
Вико — история как модель.
Глава 11. Спиноза — рационализм и система.
Субстанция и атрибуты,.
Необходимость и свобода.
Глава 12. Локк — просвещение и равенство.
Эпистемология и критика познания.
Политическая теория — индивид и его права.
Глава 13. Лейбниц — монады и предустановленная гармония.
Цель и причина — новый синтез.
Лучший из всех возможных мирок.
Глава 14. Беркли — внутренняя критика эмпирицизма «Esse»=«percipi». Идеалистический эмпирицизм.
Субстанции — нет, Богу — да!.
Глава 15. Юм — эмпирицизм как критика.
Эмпирицистская критика. Представление о причинности.
Моральная философия: различие между «существующим» и «должным» и доверие «здравому смыслу».
Глава 16. Просвещение — разум и прогресс.
Наука и модернизация.
Гражданское благосостояние.
Монтескье — разделение властей и влияние окружающей среды.
Гельвеций — индивид и наслаждение.
Смит — экономический либерализм.
Руссо — реакция против философии Просвещения.
Берк — консервативная реакция.
Глава 17. Либерализм и утилитаризм.
Бентам — гедонистское исчисление и правовая реформа.
Джон Стюарт Милль — социальный либерализм; либеральность как условие рациональности.
Грин.
Кейнс.
Глава 18. Кант — «коперниканский переворот» в философии.
Кантовская трансцендентальная философия — теория познания.
Кантовская трансцендентальная философия — учение о морали.
Кантовская политическая теория.
Суждение — телеология и эстетика.
Глава 19. Становление гуманитарных наук.
Предпосылки.
Гердер и исгорицизм.
Шлейермахер и герменевтика.
Историческая школа — Савиньи и Ранке.
Дройзен и Дильтей — уникальность гуманитарных наук.
Распад исторической школы.
Глава 20. Гегель — история и диалектика.
Рефлексия, диалектика, опыт.
Господин и раб — борьба за признавание и социальную идентичность.
Традиция как разум — напряженность между универсальным и частно-индивидуальным.
Капитализм, бюрократия и государство.
Критика взглядов Гегеля.
Глава 21. Маркс — производительные силы и классовая борьба.
Диалектика и отчуждение.
«Материализм».
Исторический материализм.
Прибавочная стоимость и эксплуатация.
Производительные силы и производственные отношения.
Критика взглядов Маркса.
Энгельс — семья с марксистской точки зрения.
Глава 22. Кьеркегор — существование и ирония.
Непосредственная и экзистенциальная коммуникация.
Три стадии жизненного пути.
Назидательная интерпретация.
Синтезирующая интерпретация.
Иронически-рефлексивная интерпретация.
Субъективность есть истина.
Демократия, как демагогия.
Глава 23. Дарвин — спор вокруг концепции человека.
Естественный отбор и происхождение человека.
Дарвинизм и социобиология — эпистемологический спор.
Глава 24. Ницше и прагматизм.
«Бог умер» — европейский нигилизм.
Критика метафизики и христианства.
Моральная философия.
Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение.
Эпистемология.
Американский прагматизм (Пирс).
Глава 25. Социализм и фашизм.
Коммунизм. Ленин: партия и государство.
Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм.
Социализм — экономическая и политическая власть.
Анархизм и синдикализм.
Фашизм — национализм и порядок.
Фашизм — кризис и действие.
Фашизм и экономика.
Фашизм и расизм.
Глава 26. Фрейд и психоанализ.
Психоанализ и новое понимание человека.
Сновидения как ворота к подсознанию.
Фрейдовское учение о сексуальности.
Ментальный аппарат.
Вытесненная культура и чувство вины.
Психоанализ и философия науки.
Глава 27. Развитие общественных наук.
Предпосылки.
Конт — «верховный жрец» социологии.
Токвиль — американская демократия.
Теннис — общность и общество.
Зиммель — социальная ткань.
Дюркгейм — общество и общественная солидарность.
Вебер — рациональность и героический пессимизм.
Философия науки и идеальные типы.
Типы действия и формы легитимации.
Протестантизм и капитализм.
Веберовский диагноз современности: свобода и «железная клетка».
Парсонс — действие и функция.
Эмоции — эмоциональная нейтральность.
Универсализм — партикуляризм.
Ориентация на себя — ориентация на коллектив.
Предопределенное — достигнутое.
Специфичность — диффузия.
Глава 28. Новые успехи естествознания.
Эйнштейн и современная физика.
Разнообразие наук и технологический прогресс — междисциплинарные и практические проблемы сциентизации.
Глава 29. Обзор современной философии.
Логический позитивизм.
Поппер и «критический рационализм».
Кун — смена парадигм в науке.
Витгенштейн — философия как практика.
Феноменология и экзистенциализм — Гуссерль и Сартр.
Идентичность и признание — де Бовуар и феминистская философия.
Ролз — справедливость и права человека.
Глава 30. Современность и кризис.
Критика современности.
Хайдеггер и поэтическое.
Аренд и vita activa.
Гадамер и герменевтическая традиция.
Деррида, Фуко, Рорти — деконструкция и критика.
Хабермас и аргументация.
Указатель имей.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История философии, Скирбекк Г., Гилье Н., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи: