В Новое время научное мышление было в значительной мере эталоном мышления как такового. Поэтому серьезные трансформации в естествознании в результате научной революции начала XX в., а также в ходе дальнейшего превращения классической науки в неклассическую привели к изменениям базовых оснований и в философии. Этому способствовали и внутренние процессы развития философии. Центральным моментом всех перемен был переход от мышления, где главным было познать что-то, к мышлению, где главное - это понять кого-то. Субъект-предметные отношения становятся маргинальными. В последние десятилетия, однако, на передний план выдвигаются понятия, нейтральные и к субъект-предметным, и к субъект-субъектным отношениям, такие, как смысл, жизненное пространство, наблюдатель, контекст, сетевые отношения и др. Авторы книги опираются как на философскую проблематику последних десятилетий, так и на естественно-научный материал.
Для научных работников и специалистов в области философии и философии науки.
Угроза релятивизма как результат «погружения» науки в контекст.
Действительно, культуры разные, и если научная мысль связана с элементами культуры, то можно ли утверждать, что научные результаты, получаемые в разное время и в контексте разных культур об одном и том же предмете, могут быть одинаково истинными? Научное знание формируется не только предметом изучения, но и контекстом культуры. Так у Койре. Дальнейшее развитие исследований привело к другой формулировке: не столько предметом, сколько социальным, культурным контекстом. И, наконец, в конце XX в.: научное знание создается исключительно социальным контекстом. Отсюда и соответствующий подход к понятию истины. Если научное знание соотносится не с природой как предметом изучения, а с социумом, культурой, которые изменчивы и всегда отличаются друг от друга, тогда истина, как она фигурировала в классической науке и — более широко - в познавательном мышлении Нового времени, неизбежно уступает место релятивизму. Об одном и том же предмете каждый социальный контекст по-своему формирует научное знание. Сколько контекстов, столько и научных результатов, и каждый из них может претендовать на истинность. К таким результатам пришло обсуждение темы соотношения научных идей и их социального окружения.
Ключевую роль в таком повороте событий сыграл Т. Кун, его книга «Структура научных революций»1. Физик по образованию, он отправлялся в своих рассуждениях от характера профессиональной деятельности ученых; его интересовали прежде всего способы приверженности ученых научным идеям своей эпохи и складывающиеся при этом отношения между ними. Можно сказать, что куновское понятие научного сообщества, имевшее такое большое значение для его собственной концепции, положило начало традиции социологических исследований науки. Любопытно отметить, что принципиально новые пути анализа науки как социального феномена были проторены не представителями социологии науки из школы Р. Мертона и не сторонниками экстер-нализма чистой воды (такими, как С. Лилли, Дж. Нидам, Б. Гессен, Э. Цильзель и др.), а историками и философами, которых наука интересовала, как совокупность идей, обладающих своими собственными законами развития.
Оглавление.
Л.A. Маркова • Введение.
ЧАСТЬ I. ПОВОРОТ К СУБЪЕКТУ В ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ НАУКИ.
Л.A. Маркова • В социологических исследованиях науки понятие истины под сомнением.
Л.A. Маркова • Наблюдатель как субъект научной деятельности.
Л.А. Маркова • Смысл - альтернатива истине?.
Ю.С. Моркина • «Постнеклассическая» эпистемология?.
Б. Латур. Попытка создания новой парадигмы.
Ю.С. Моркина • Эпистемологический дискурс: модель и реальность.
ЧАСТЬ II. ОБЩЕНИЕ ВМЕСТО ОБОБЩЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Н.М. Смирнова • Философско-методологические трансформации современного образа науки: ренессанс трансцендентализма.
А.Н. Павленко • Коммуникативная доктрина морали и права: признание до обоснования.
Н.А. Касавина • Точки роста в социально-гуманитарных науках: уроки экзистенциальной философии.
А.С. Игнатенко • Топология Ж. Делёза. Введение в пространственную философию постмодерна.
ЧАСТЬ III. НЕКЛАССИКА В НАУЧНОМ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИИ.
А.Н. Павленко • Смена научной рациональности сквозь призму «наблюдения».
А.Н. Павленко • Принцип «наблюдаемости»: почему нереализуема теория бесконечной Вселенной?.
А.Ю. Антоновский • К трансформации представлений о социальной эволюции во второй половине XX века: социологический эволюционизм как междисциплинарный эпистемологический проект.
Ю.С. Моркина • «Эпистемические культуры» К. Кнорр-Цетины как концепция научного знания конца XX века.
Л.А. Маркова • Физика мозга и мышление человека.
ЧАСТЬ IV. СМЫСЛ И КОНТЕКСТ В ПОСТАНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
А.З. Черняк • Эпистемическое измерение смысла.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мышление ученого вчера и сегодня, Маркова Л.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по философии :: #философия :: #Маркова
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- История логики, Маковельский А.О., 2004
- Философия, Часть первая, история философии, Бегалинова К.К., Альжанова У.К., 2007
- Сочинения в двух томах, том 2, Спиноза Б., 1999
- Сочинения в двух томах, том 1, Спиноза Б., 1999
Предыдущие статьи:
- Логика в вопросах и ответах, Яшин Б.Л., 2019
- История философии, Общий курс, Мареев С.Н., Мареева Е.В., 2003
- Лекции по истории философии, книга 3, Гегель Г.В.Ф., 1994
- Лекции по истории философии, книга 2, Гегель Г.В.Ф., 1994