Очерки по истории дьявола, XII-XX века, Мюшембле Р., 2005

Очерки по истории дьявола, XII-XX века, Мюшембле Р., 2005.

   В этой книге французский историк Робер Мюшембле исследует сферу ментальных представлений человека Запада или, как говорит сам автор, мир его воображаемого. В центре исследования — фигура дьявола. Этот образ присутствует в сознании европейцев уже более тысячи лет. Пожалуй, ни один другой культурный феномен не повлиял на повседневную жизнь людей столь сильно. Представления о дьяволе определили отношение средневекового человека к собственному телу и ко всему, что связано с сексуальной сферой. В пору охоты на ведьм люди были уверены, что демоны могут вступить в близость с человеком и даже вселиться в его тело. В книге приведены подробности многих ведовских процессов. С наступлением XVII в. образ дьявола, казалось, начал тускнеть под натиском рационализма. Вместе с тем различные элементы представлений о демоне проникают в литературу Нового времени. В XX в. следы прежних верований можно обнаружить в рекламных лозунгах, комиксах, кинематографе. В своей работе Мюшембле убедительно показывает, насколько мир воображаемого сильно влияет на ход реальной истории.

Очерки по истории дьявола, XII-XX века, Мюшембле Р., 2005


Сатана выходит на сцену. XII-XV вв.
Люди всегда задавали себе вопрос о происхождения Зла и всегда пытались найти на него ответ. С точки зрения философии ответ зависит от взгляда на человеческую натуру и формулируется в зависимости от оптимистического или пессимистического настроя мыслителя, поэтому в различных философских теориях человек по отношению к ближнему своему предстает либо волком, либо агнцем. В задачу историка не входит вынесение моральных оценок, поэтому в своей работе он использует иные методы исследования. Для него цивилизованное общество является не скоплением определенным образом связанных между собой индивидов, а системой отношений, созданной для достижения одной или нескольких коллективных целей и предоставляющей средства для преодоления опасностей как естественного, так и искусственного характера, которые встретятся на пути следования к этим целям. Великие цивилизации, чьи звезды продолжительное время блистали на небосклоне истории, создавали обширные и прочные социальные связи. Каждый член сообщества был опутан частой сетью отношений, сотканной из взаимодействующих между собой знаменательных символов и конкретных практик, сплачивающих коллектив и с самой колыбели включающих индивида в число его членов, которым он и остается до самой могилы.

Таким образом, любое свидетельство, каким бы эфемерным оно ни казалось, является необходимым для понимания принципов организации, развития и существования интересующей нас цивилизации. Раздельное изученйе~различных пластов человеческого бытия препятствует историческому анализу. В нашем понимании цивилизация сродни скрытому соединению, связующему воедино все аспекты бытия участников человеческого универсума, в рамках которого находят свое место и искусство, и литература, и предметы материальной жизни, и дьявол. В каком бы направлении ни бросили мы клубок Ариадны, он все равно приведет в самое сердце цивилизованного человеческого общества. Изолируя религию от политики или экономику от ментальных представлений, мы рискуем исказить смысл изучаемых явлений. Любое общество должно рассматриваться как единое целое, со всеми его недостатками, и вряд ли мы поступим правильно, если откажемся от исследования темных его сторон.

СОДЕРЖАНИЕ.
Слова благодарности.
Введение.
Дьявол: тысячу лет вместе.
ГЛАВА I.
Сатана выходит на сцену. XII—XV вв.
Сатана и миф об изначальной битве.
Хорошие и плохие демоны.
Дьявольская одержимость на закате Средневековья.
Лукавый и Зверь.
ГЛАВА II.
Ночной шабаш.
Дорогой ереси.
От вальденсов к колдунам.
Молот, чтобы разить колдунов.
Сатанинская нагота.
Торжество демономании.
Дьявольская отметина.
ГЛАВА III.
Тело, одержимое дьяволом.
Колдовское тело.
О женском теле.
Чудовища и чудеса.
Сексуальный ад.
К истории восприятия чувств: возвышение зрения.
К истории восприятия чувств: запах переходит к дьяволу.
ГЛАВА IV.
Сатанинская литература и трагическая культура. 1550-1650 гг.
Боязнь самого себя.
Книги о чертях в протестантской Германии.
Трагическая культура во Франции.
Россе, демон и истлевший труп.
Жан-Пьер Камю, или Театр ужасов.
Кровавые истории из криминальной хроники.
Барокко и преступление.
ГЛАВА V.
Сумерки дьявола: от классицизма к романтизму.
Последний бал Сатаны.
Воображаемое пагубное и раздробленное.
Дьявол в отсутствие своих чар.
Символическая перемена: от Сатаны к Мефистофелю.
Дыхание вымысла.
Влюбленный Вельзевул.
ГЛАВА VI.
Демон внутри нас. XIX—XX вв.
Доктринальное постоянство.
Игра с демоном: готический роман и неистовая школа.
Мятежный ангел поклонников Сатаны.
Дети дьявола.
Дьявольское бессознательное.
«Приручить тьму».
Бумажный дьявол?.
ГЛАВА VII.
Наслаждение или кошмар. Демоны конца второго тысячелетия.
Дьявол? Почему бы и нет. Осторожный экзорцизм.
Чертовски здорово. Паб, пиво и комиксы.
Демон экспрессионистов: от «Голема» до «Дня гнева».
«Черный» кинематограф: ужас, напряжение и извращения.
Демоны Америки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Танцы с дьяволом.
Избранные комиксы.
Библиография.
Дьявольское кино. Указатель фильмов.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Очерки по истории дьявола, XII-XX века, Мюшембле Р., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: :: :: :: ::


 


 

2024-12-22 03:47:09