Конспекты по элементарной теории музыки, Панова Н.В., 2003

Конспекты по элементарной теории музыки, Панова Н.В., 2003.

   Настоящее издание является учебным пособием, в котором кратко и доступно излагаются основы теории музыки в объеме программы детских музыкальных школ, а также дается представление об основных музыкальных формах.
В основу данного пособия положены фундаментальные учебники проф. И.В.Способина и В.А.Вахромеева, впервые изданные в пятидесятые годы нашего столетия и предназначенные для учащихся музыкальных училищ.
Возросшие за последние годы требования к поступающим в музыкальные училища и практика домашнего музицирования заставили ввести в пособие несколько новых тем, не входивших в семилетний курс музыкальных школ, а также более развернуто изложить некоторые уже известные темы.

Конспекты по элементарной теории музыки, Панова Н.В., 2003


Звукоряд. Лад. Гамма. Тональность.
Звукоряд — это звуки, идущие подряд. Это расположение звуков по высоте в восходящем или нисходящем порядке.

Лад (греч. — связь, согласие) — это взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласованность между собой. В ладу есть главный опорный звук, “центр тяжести” —
ТОНИКА, I ступень, которая “притягивает” к себе все остальные звуки . Вместе с двумя другими устойчивыми ступенями — III и V — она образует тоническое трезвучие, которое дает окраску ладу: мажорную — яркую, светлую — или минорную — мягкую, печальную. Итак, лад — это организация звуков вокруг своего устойчивого центра — тоники.

Гамма — звукоряд лада от тоники до ее октавного повторения. Термин “гамма” произошел от названия буквы уараа греческого алфавита, которой в средние века обозначали самый низкий из употреблявшихся тогда звуков (Г — соль большой октавы). Этот звук служил основанием всего звукоряда. Позже словом “гамма” стали называть музыкальный звукоряд. Гаммы бывают из разного числа звуков: 5 (пентатоника), 6 (целотонная), 7 (мажор, минор, диатонические лады), 12 (хроматические) и др. Ступени гаммы принято обозначать римскими цифрами.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
I. Звук, его свойства. Названия звуков. Знаки альтерации.
II. Нотная запись.
1. Нота. Нотоносец. Правописание штилей и хвостов. Добавочные линейки.
2. Диапазон. Регистр. Ключи.
3. Запись одноголосной и многоголосной музыки. Партитура.
4. Знаки сокращения нотного письма. Мелизмы.
III. Ритм. Метр.
1. Основное деление длительностей. Слоги для чтения ритма.
2. Ритм. Метр. Размер. Такт. Затакт.
3. Увеличение длительности ноты.
4. Пауза.
5. Размеры простые, сложные, сложно-смешанные. Переменный метр.
6. Схемы дирижирования.
7. Группировка длительностей в размере 2/4.
8. Группировка длительностей в размере 3/4.
9. Группировка длительностей в размере 4/4.
10. Группировка длительностей в размере 3/8 и 6/8.
11. Группировка длительностей в вокальной музыке.
12. Особые виды ритмического деления.
13. Темп. Обозначения темпов, изменение темпа.
IV. Лад. Тональность.
1. Звукоряд. Лад. Гамма. Тональность.
2. Ладовое тяготение.
3. Главные ступени лада.
4. Мажор. Виды мажора.
5. Минор. Виды минора.
6. Количество гамм. Энгармонизм тональностей.
7. Порядок расположения гамм. Диезные и бемольные гаммы.
8. Параллельные тональности.
9. Квинтовый круг тональностей.
10. Переменный лад.
11. Одноименные тональности.
12. Родственные тональности.
13. Хроматизм. Альтерация. Модуляция.
14. Мажорная хроматическая гамма.
15. Минорная хроматическая гамма.
16. Виды хроматических звуков.
17. Лады народной музыки.
18. Другие виды гамм.
19. Транспозиция.
V. Интервалы.
1. Интервал. Простые интервалы.
2. Составные интервалы.
3. Две величины интервала. Интервалы от звука.
4. Консонансы и диссонансы.
5. Обращение интервалов.
7. Интервалы на ступенях натурального и гармонического мажора.
8. Интервалы на ступенях натурального и гармонического минора.
9. Диатонические и хроматические интервалы. Увеличенные и уменьшенные интервалы.
10. Тритоны.
11. Характерные интервалы.
12. Энгармонизм интервалов.
13. Определение тональностей, в которых встречается интервал.
VI. Аккорды.
1. Виды аккордов по количеству звуков.
2. Трезвучия. Типы трезвучий.
3. Обращения трезвучий.
4. Трезвучия в тональности. Главные и побочные трезвучия лада.
5. Обращения главных трезвучий. Разрешение.
6. Уменьшенные и увеличенные трезвучия.
а. В тональности.
б. От звука. Определение тональностей. Разрешение.
7. Четырехзвучные аккорды.
а. Септаккорд, его обращения.
б. Типы септаккордов.
8. Доминантсептаккорд с обращениями в тональности.
9. Доминантсептаккорд с обращениями от звука. Определение тональностей. Разрешение.
10. Вводные септаккорды с обращениями в тональности.
11. Септаккорд II ступени с обращениями в тональности.
12. Соединение аккордов в цепочки.
13. Гармонические тональные функции.
14. Гармонические обороты.
15. Аккорды, изучаемые в курсе ДМШ.
16. Построение аккордов от звука.
17. Альтерация аккордов.
18. Энгармонизм аккордов.
VII. Музыкальная форма.
1. Строение музыкального произведения. Музыкальный синтаксис.
2. Период.
3. Куплетная форма.
4. Простая двухчастная форма.
5. Трехчастная форма.
6. Вариации.
7. Рондо.
8. Сонатная форма.
9. Циклические формы.
10. Полифонические формы.
Приложение.
1. Обозначение аккордов в джазовой и легкой музыке.
2. Диезные тональности мажора и минора.
3. Бемольные тональности мажора и минора.
4. Тритоны во всех тональностях.
5. Характерные интервалы во всех тональностях.
6. Главные трезвучия лада с обращениями во всех тональностях.
7. Доминантсептаккорд с обращениями, вводный септаккорд, септаккорд II ступени, уменьшенное и увеличенное трезвучие во всех тональностях.
8. Примеры анализа произведений.
Библиография.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конспекты по элементарной теории музыки, Панова Н.В., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи: