Третий выпуск курса сольфеджио посвящен двухголосию, то есть дуэту, ансамблевому пению на уроках сольфеджио. Музыкальный материал построен таким образом, что все разделы третьего выпуска тесно связаны с соответствующими разделами первого и второго выпусков. Каждая из глав представляет собой координированный музыкальный материал, и предполагается, что он должен быть использован одновременно с одноголосием.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА.
Занятия сольфеджио являются триединым процессом, который выражается в работе над диктантом, в усвоении и осмыслении музыки и ее элементов на слух и собственно сольфеджировании. По всем этим трем разделам имеются учебники и учебные пособия; особенно много различных материалов по одноголосному сольфеджио. Естественно, что традиционно курс сольфеджио начинается с одноголосия и педагоги широко привлекают одноголосные пособия в процессе изучения предмета. Однако некоторые педагоги долгое время ограничиваются изучением только одноголосия. Если в классах и поют многоголосное сольфеджио, то это происходит эпизодически, бессистемно и без постоянной связи с одноголосием, тогда как двухголосие, а позже трех- и четырехголосие следовало бы изучать сразу же после усвоения основных элементов одноголосия. Многоголосие должно изучаться параллельно с одноголосием на протяжении всего курса сольфеджио. Это наиболее естественный путь изучения музыки, и он методически оправдывается при усвоении ладовых, метроритмических, интервальных особенностей мелодики, гармонии, музыкальной формы и других сторон музыкального искусства. Курс сольфеджио должен опираться на комплексный метод изучения музыки.
В настоящем выпуске нет специально интонируемых (построенных на гаммах, аккордах, секвенциях и пр.) упражнений, учащиеся должны подготовить свой слух, изучив упражнения из соответствующего раздела первых двух выпусков одноголосия. Если двухголосный пример брать случайно, без связи с определенной темой в одноголосии, такое упражнение не вполне достигает своей цели. Основной музыкальный материал для упражнений написан автором учебного пособия, он имеет определенно поставленную задачу, выраженную в заголовках уроков.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Методическая записка.
Часть первая ДИАТОНИКА.
Глава I ДО МАЖОР И ЛЯ МИНОР.
До мажор.
Урок 1. Скрипичный и басовый ключи. Двух-голосие гармонического склада с преобладанием прямого движения. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Урок 2. Сочетание одинаковых и разных ключей (скрипичного и басового). Размеры по пройденным темам.
Урок 3. Двухголосно полифонического склада (каноны). Размеры и длительности по пройденным темам.
Ля минор.
Урок 4. Три вида минора. Слигованная нота. Двухголосие гомофонно-гармонического склада с элементами полифонии.
Параллельно-переменные лады, различные формы взаимодействия между параллельным мажором и минором.
Урок 5. Параллельно-переменные лады (С - а). Переход из мажора в минор. Прямое, косвенное и противоположное движение.
Урок 6. Переход из минора в параллельный мажор (а - С).
Урок 7. Переход из мажора в параллельный минор и возвращение в прежнюю тональность (С - а - С).
Урок 8. Переход из минора в параллельный мажор и возвращение в прежнюю тональность (а - С - а).
Урок 9. Паузы на разных долях такта.
Мелодии для чтения с листа.
Глава II ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Урок 1. Соль мажор, ми минор и их взаимосвязи. Двухголосие гармонического и полифонического склада. Метр и ритм по пройденным темам.
Урок 2. Фа мажор, ре минор и их взаимосвязи.
Урок 3. Ре мажор, си минор и их взаимосвязи.
Урок 4. Си-бемоль мажор, соль минор и их взаимосвязи.
Урок 5. Ля мажор, фа-диез минор и их взаимосвязи.
Урок 6. Ми-бемоль мажор, до минор и их взаимосвязи. Триоли на разных долях такта.
Мелодии для чтения с листа.
Часть вторая ХРОМАТИЗМ И МОДУЛЯЦИЯ.
Глава I ХРОМАТИЗМ.
Разновидности мажора и минора.
Урок 1. Гармонический и мелодический мажор VI и VII пониженные ступени лада.
Урок 2. Соединение трех видов мажора. Мажор, минор и их взаимосвязи.
Урок 3. Три вида минора. Минор, мажор и их взаимосвязи.
Урок 4. Взаимодействие одноименных тональностей. Мажоро-минор. Миноро-мажор.
Альтерация других ступеней мажора и минора.
Урок 1. IV повышенная ступень в мажоре и миноре.
Урок 2. IV повышенная ступень в одноименном мажоро-миноре.
Урок 3. IV пониженная ступень в миноре.
Урок 4. II повышенная и II пониженная ступени в мажоре и II пониженная ступень в миноре.
Урок 5. II пониженная ступень в одноименном мажоро-миноре.
Урок 6. IV повышенная и II пониженная ступени в мажоре и миноре.
Хроматические ступени, прилегающие к диатоническим ступеням лада.
Урок 1. Хроматические ступени, прилегающие к I, III и V ступеням лада.
Урок 2. Хроматические ступени, прилегающие ко всем диатоническим ступеням лада.
Урок 3. Хроматическая гамма в целом.
Мелодии для чтения с листа.
Глава II МОДУЛЯЦИЯ.
Модуляция в тональности первой степе»т родства.
Модуляции из мажора.
Урок 1. Модуляция в тональность VI ступени.
Урок 2. Модуляция в тональность V ступени.
Урок 3. Модуляция в тональность III ступени.
Урок 4. Модуляция в мажорную тональность V ступени.
Урок 5. Модуляция в тональности II ступени.
Урок 6. Модуляция в минорную тональность IV ступени.
Модуляции из минора.
Урок 1. Модуляция в тональность III ступени.
Урок 2. Модуляция в минорную тональность V ступени.
Урок 3. Модуляция в тональность VII ступени.
Урок 4. Модуляция в тональность IV ступени.
Урок 5. Модуляция в тональность VI ступени.
Урок 6. Модуляция в мажорную тональность V ступени.
Постепенные модуляции в тональности других степеней родства.
Ладовая модуляция.
Урок 1. Модуляция в одноименный мажор.
Урок 2. Модуляция в одноименный минор.
Модуляция на два, три и более ключевых знака.
Урок 1. Модуляция из мажора и минора на большую секунду вверх И вниз.
Урок 2. Модуляция из мажора и минора на большую и малую терции вверх и вниз.
Урок 3. Модуляция из мажора и минора на расстояние тритона.
Модуляции через аккорды альтерированных ступеней (мажоро-минорные системы).
Урок 1. Модуляция через трезвучия II низкой, VI низкой ступеней и трезвучия одноименной тональности.
Энгармоническая модуляция.
Урок 1. Модуляция через уменьшенный вводный, малый с уменьшенной квинтой и малый.
минорный септаккорды.
Урок 2. Модуляция через неальтерированный и альтерированный доминантсептаккорд и через увеличенное трезвучие.
Мелодии для чтения с листа.
Приложение. Двухголосные примеры повышенной трудности для чтения с листа.
Указатель музыкальных примеров.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Курс сольфеджио, выпуск 3, Агажанов А., 1985 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по музыке :: #музыка :: #Агажанов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Хрестоматия юного гитариста, 1-3 классы, Зубченко О.В.
- Свердловская рок-энциклопедия, «Ритм, который мы», Карасюк Д., 2016
- Практическое руководство по музыкальной грамоте, Фридкин Г., 1974
- Музыкальная форма, курс лекций, Фраёнов В.П., 2003
Предыдущие статьи:
- Музыка и мозг, как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект, Бреан А., Скейе Г.У., 2020
- Уроки музыки, Поурочные разработки, 4 класс, Сергеева Г.П., 2017
- Уроки музыки, Поурочные разработки, 3 класс, Сергеева Г.П., 2017
- Уроки музыки, Поурочные разработки, 2 класс, Сергеева Г.П., 2017