Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага. Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство. Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам «визуальной грамматики» и опознаются благодаря специальным маркерам демонического. Авторы прослеживают, как с XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники - от нейтральных персонажей. Как из словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали свое шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям. Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и ее возможное восприятие средневековыми зрителями. Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливали изображения негативных, а иногда и положительных героев? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска? Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область - древнерусскую визуальную демонологию. Книга ориентирована на историков, филологов, искусствоведов, религиоведов, фольклористов и всех интересующихся средневековой культурой.
Увидеть невидимое.
Эта книга появилась почти случайно. Ее замысел возник во время работы над другой монографией, посвященной древнерусской книжной и народной демонологии, средневековым представлениям о дьяволе, его действии в мире и борьбе, которую ведут с ним ангелы и люди.
Однако, как только мы подступились к этому проекту, стало ясно, что одними текстами ограничиться нам не удастся. Слишком велика в Средневековье была роль визуального. Одним из основных каналов трансляции демонических образов служили разнообразные отображения: от амулетов-змеевиков и литых образков до икон, от книжных миниатюр до фресок. Невозможно было двигаться дальше, не разобравшись в том, как визуальная демонология соотносится с книжной, существуют ли мотивы, которые известны только в иконографии и не имеют точных аналогов в письменных источниках, по каким принципам текст претворяется в изображение и как часто изображения сами влияют на тексты, и т.д. Поставить все эти вопросы было намного проще, чем найти на них хотя бы частичный ответ, поскольку древнерусская визуальная демонология, в отличие от европейской1, до сих пор практически не отучена. Если прямая «аудитория» большинства книжных памятников ограничивалась духовенством и светской элитой, то мир визуальных образов, во всем их разнообразии, имел более широкий социальный отклик. Хотя мы далеко не всегда можем поставить знак равенства между тем, что изображение было призвано донести, и тем, что могли «считать» из него те или иные зри течи, символический язык древнерусской иконографии связывал воедино мир богословия, «высокой» книжной традиции и мир народной религиозности.
Оглавление
Введение. Увидеть невидимое
Глава I. «Образ врага» в сакральном искусстве
1.Негативные персонажи на средневековом изображении
1.1.Дьявол НА ИКОНЕ?
1.2.«Опасные» образы — затирание лиц
1.3.Положение головы: профиль и анфас
2.От ТЕМНОГО АНГЕЛА К ЗООМОРФНОМУ МОНСТРУ
2.1.Истоки ХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОГРАФИИ ДЕМОНОВ
2.2.Хохол КАК МАРКЕР ДЕМОНИЧЕСКОГО
2.3.Множественность истоков — множественность функций
Глава II. Бесы, грешники и монстры: семиотика демонического
1. Древнерусский дьявол: конструирование образа
1.1.Византийский дьявол на Руси
1.2.От Гадеса к Сатане
1.3.Крылатые эйдолоны
1.4.Дьявол и демоны: визуальная иерархия
1.5.Пламенеющие волосы беса
1.6.Хохол И БОРОДА КАК «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» САТАНЫ
1.7.Демон в личине ангела, человека, зверя
1.8.Змей, дракон и бес
1.9.Окказиональные образы
1.10.Рога и шапки
2. Грешники, еретики, иноверцы: демонизация врага
2.1.Истоки традиции: Византия и Запад
2.2.Римские легионеры и воины-грешники
2.3.Грешники на землей в преисподней
2.4.Одержимые
2.5.Язычники
2.6.Идолы
2.7.«Дивие народы» и монстры
3. Иконография, книжность и народная культура
3.1.Изображения и тексты: «кочующие» образы
3.2.Средневековая демонология и фольклор Нового времени
Глава III. Danse macabre позднего Средневековья
1.Демоны-монстры
1.1.«Демонологический всплеск» и эсхатология
1.2.«Олин НАГ, ДРУГОЙ В КАФТАНЕ»
1.3.«Грамматика» демонического в поздней иконографии
а.От «теней»-эйдолонов к зооморфным гибридам
б.«Имя им легион»: пестрота дьявола
в.Умножение лиц и телесный низ
г.Язык дьявола — «зык огня — язык грешника
1.4.Демонизация: новые знаки
2.Антихрист: «пестрый» враг Апокалипсиса
2.1.Зверь, призрак или человек?
2.2.«Око льва», или как описать Антихриста
2.3.Прельститель и зверь в европейской иконографии
2.4.Головы, рога и венцы: образы Откровения
2.5.В лоне сатаны: Антихрист или Иуда?
3.Смерть: ожившая метафора
3.1. Многоликая иконография Смерти
3.2.Смерть и другие демоны
3.3.Древнерусский маклер?
3.4.Юноша, лев и старуха
3.5.Смерть торжествующая и поверженная
3.6.Четвертый всадник Апокалипсиса
3.7.Смерть у одра умирающего
3.8.«И за сим явится...»
3.9.Триумф и закат древнерусской Смерти
3.10.В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ
4. Ад: PERSONA ИЛИ LOCUS?
4.1.Метафоры и персонификации
4.2.«Гортань адова»: ненасытный монстр
4.3.Голова ада
4.4.«И да следовал за ним...»
Глава IV. «Картины ала»: лицевые сборники XVII-XVIII вв
1.«ДаНТОВСКИЕ СЮЖЕТЫ» НА РУСИ
1.1.Реальность или символ?
1.2.Загробные муки до Страшного суда
13. Круги, пещеры, клейма
1.4.Символика казней
1.5.«Положите его на ложе моем...»
1.6.Демоны-мучители, или споры об очевидном
2.«Эсхатологическое чтение» позднего Средневековья
2.1.Иуда в аду
2.2.Демонология или бестиарий?
2.3.«Портреты» дьявола
2.4.«Демонологические энциклопедии»
2.5.Чем черт не шутит. От страха к гротеску?
2.6.«Подвижная» иконография ада
Заключение. «Образ врага»: от Средневековья к Новому времени
Экскурс. Смерть на карпатских иконах Страшного суда
Список СОКРАЩЕНИЙ
Библиография.
Купить .
Эта книга появилась почти случайно. Ее замысел возник во время работы над другой монографией, посвященной древнерусской книжной и народной демонологии, средневековым представлениям о дьяволе, его действии в мире и борьбе, которую ведут с ним ангелы и люди.
Однако, как только мы подступились к этому проекту, стало ясно, что одними текстами ограничиться нам не удастся. Слишком велика в Средневековье была роль визуального. Одним из основных каналов трансляции демонических образов служили разнообразные отображения: от амулетов-змеевиков и литых образков до икон, от книжных миниатюр до фресок. Невозможно было двигаться дальше, не разобравшись в том, как визуальная демонология соотносится с книжной, существуют ли мотивы, которые известны только в иконографии и не имеют точных аналогов в письменных источниках, по каким принципам текст претворяется в изображение и как часто изображения сами влияют на тексты, и т.д. Поставить все эти вопросы было намного проще, чем найти на них хотя бы частичный ответ, поскольку древнерусская визуальная демонология, в отличие от европейской1, до сих пор практически не отучена. Если прямая «аудитория» большинства книжных памятников ограничивалась духовенством и светской элитой, то мир визуальных образов, во всем их разнообразии, имел более широкий социальный отклик. Хотя мы далеко не всегда можем поставить знак равенства между тем, что изображение было призвано донести, и тем, что могли «считать» из него те или иные зри течи, символический язык древнерусской иконографии связывал воедино мир богословия, «высокой» книжной традиции и мир народной религиозности.
Оглавление
Введение. Увидеть невидимое
Глава I. «Образ врага» в сакральном искусстве
1.Негативные персонажи на средневековом изображении
1.1.Дьявол НА ИКОНЕ?
1.2.«Опасные» образы — затирание лиц
1.3.Положение головы: профиль и анфас
2.От ТЕМНОГО АНГЕЛА К ЗООМОРФНОМУ МОНСТРУ
2.1.Истоки ХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОГРАФИИ ДЕМОНОВ
2.2.Хохол КАК МАРКЕР ДЕМОНИЧЕСКОГО
2.3.Множественность истоков — множественность функций
Глава II. Бесы, грешники и монстры: семиотика демонического
1. Древнерусский дьявол: конструирование образа
1.1.Византийский дьявол на Руси
1.2.От Гадеса к Сатане
1.3.Крылатые эйдолоны
1.4.Дьявол и демоны: визуальная иерархия
1.5.Пламенеющие волосы беса
1.6.Хохол И БОРОДА КАК «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» САТАНЫ
1.7.Демон в личине ангела, человека, зверя
1.8.Змей, дракон и бес
1.9.Окказиональные образы
1.10.Рога и шапки
2. Грешники, еретики, иноверцы: демонизация врага
2.1.Истоки традиции: Византия и Запад
2.2.Римские легионеры и воины-грешники
2.3.Грешники на землей в преисподней
2.4.Одержимые
2.5.Язычники
2.6.Идолы
2.7.«Дивие народы» и монстры
3. Иконография, книжность и народная культура
3.1.Изображения и тексты: «кочующие» образы
3.2.Средневековая демонология и фольклор Нового времени
Глава III. Danse macabre позднего Средневековья
1.Демоны-монстры
1.1.«Демонологический всплеск» и эсхатология
1.2.«Олин НАГ, ДРУГОЙ В КАФТАНЕ»
1.3.«Грамматика» демонического в поздней иконографии
а.От «тенем»-эйдолонов к зооморфным гибридам
б.«Имя им легион»: пестрота дьявола
в.Умножение лиц и телесный низ
г.Язык дьявола — «зык огня — язык грешника
1.4.Демонизация: новые знаки
2.Антихрист: «пестрый» враг Апокалипсиса
2.1.Зверь, призрак или человек?
2.2.«Око льва», или как описать Антихриста
2.3.Прельститель и зверь в европейской иконографии
2.4.Головы, рога и венцы: образы Откровения
2.5.В лоне сатаны: Антихрист или Иуда?
3.Смерть: ожившая метафора
3.1. Многоликая иконография Смерти
3.2.Смерть и другие демоны
3.3.Древнерусский маклер?
3.4.Юноша, лев и старуха
3.5.Смерть торжествующая и поверженная
3.6.Четвертый всадник Апокалипсиса
3.7.Смерть у одра умирающего
3.8.«И за сим явится...»
3.9.Триумф и закат древнерусской Смерти
3.10.В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ
4. Ад: PERSONA ИЛИ LOCUS?
4.1.Метафоры и персонификации
4.2.«Гортань адова»: ненасытный монстр
4.3.Голова ада
4.4.«И да следовал за ним...»
Глава IV. «Картины ала»: лицевые сборники XVII-XVIII вв
1.«ДаНТОВСКИЕ СЮЖЕТЫ» НА РУСИ
1.1.Реальность или символ?
1.2.Загробные муки до Страшного суда
13. Круги, пещеры, клейма
1.4.Символика казней
1.5.«Положите его на ложе моем...»
1.6.Демоны-мучители, или споры об очевидном
2.«Эсхатологическое чтение» позднего Средневековья
2.1.Иуда в аду
2.2.Демонология или бестиарий?
2.3.«Портреты» дьявола
2.4.«Демонологические энциклопедии»
2.5.Чем черт не шутит. От страха к гротеску?
2.6.«Подвижная» иконография ада
Заключение. «Образ врага»: от Средневековья к Новому времени
Экскурс. Смерть на карпатских иконах Страшного суда
Список СОКРАЩЕНИЙ
Библиография.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «Литрес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Хештеги: #учебник по культурологии :: #культурология :: #Антонов :: #Майзульс
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Иконы из частных собраний, Русская иконопись XIV - начала XX века, 2004
- Из истории русской культуры, том 1, Древняя Русь, Петрухин В.Я., 2000
- Русский свадебный ритуал, Зорин Н.В., 2004
- Древнерусская космология, 2004
- Русские иконописцы, Григорьева Е.В., 2009
- Врачи, пациенты, читатели, Патографические тексты русской культуры, Богданов К.А., 2017
- Взаимопроникновение культур, Коран в русской поэзии, Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г., 2006
- Именослов, история языка, история культуры, Успенский Ф.Б., 2012