В издание вошли основные работы «Синтетическая история искусств», «Культура и стиль», «Синтетическое изучение искусства и звуковое кино», «Мистерия и опера».
Свою исследовательскую задачу Иоффе видел в создании «синтетической теории искусств», в которой были бы охвачены все сферы художественной культуры — живопись, театр, музыка, литература, кино в их сложном взаимодействии.
Теоретический анализ этих сфер в таком случае предполагал изучение их горизонтальных (т. е. исторических) и вертикальных (стилистических) связей. Иоффе ставил задачу написать не просто историю искусства, а «историю художественного мышления», реконструкция которого невозможна без анализа истории словесности, языка и истории философии. «Синтетическая история искусств» таким образом превращается во всеобщую «историю культуры». Книга рассчитана на всех, интересующихся проблемами искусствознания и культурологии.
Социология искусства.
Нет ни одного специфического объективного признака, который отделил бы вещи искусства от вещей быта и объединил бы в себе все произведения мирового искусства. Не только обилие переходных форм, затрудняющих всякую классификацию, этому причиной: здесь отсутствует самый центр, группирующий вокруг себя элементы одного вида. По распространенному воззрению, произведение искусства слагается из трех составных частей: материала — то, из чего сделано произведение (краска, звук, слово); формы — организация материала, и содержания — образы, идеи и эмоции, заключенные в форме. Но ни одна из этих частей не специфична для искусства. Не специфичен материал, так как он служит и для выделки обиходных вещей; в последнее время искусство, как и быт, заимствует материал у индустрии, небывалый в прежних искусствах. Не специфична форма, так как то, что одна социальная группа считала высокоэстетическим, решительно отвергается и игнорируется другими. Не специфично содержание: одно и то же содержание одними считается художественным, другими антихудожественным. Материал, форма и содержание меняются в искусстве с переходом от одной социальной группы к другой, и всякое определение искусства есть выражение одного ограниченного вкуса, есть установка на один материал, один стиль, одно содержание и игнорирование других.
Наиболее распространенное определение, представляющее компромиссную формулировку идеалистической и психологической эстетики, — систематизация чувств в образах, — захватывает ограниченное количество произведений искусства и не отграничивает искусство от быта, несмотря на всю широту и неопределенность понятия «чувство». Не всякое искусство образно (классическая музыка, например); не всякое искусство эмоционально (кубизм, супрематизм); наконец, вещи быта, произведения техники вызывают напряженные эмоции и систематизируют их в определенном направлении. Сама установка на эмоцию и повышенный интерес к ней — социально субъективны. Другое определение (компромисс эстетизма и утилитаризма) — искусство есть познание жизни в образах — опирается на противопоставление научного мышления, — мышления понятиями, отношениями вещей, — мышлению поэтическому, мышлению конкретным, единичным. Но верность всякого познания проверяется через практику; общеобязательность научных положений — в их безусловной объективности, повторности, многократности, независимости отточки зрения. Единичный образ, даже если он широко типичен, имеет узкий круг практики, так как синтез черт единичного образа всегда условен и субъективен (образ дуба для дровосека, ботаника, художника). Не через практическую проверку с жизнью образ признается правдивым, а через соответствие синтеза его черт с привычными читателю синтезами. Поэтому образ правдивый и художественный для одних неестествен и нехудожествен для других. Отбор черт и их синтез не объективны, и нет объективных художественных произведений, но есть условное выражение отношения к миру социальной группы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Избранное, часть 2, Культура и стиль, Иоффе И.И., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по культурологии :: #культурология :: #Иоффе
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Шедевры мировой живописи, Итальянская живопись конца XVI-XVII века, Вольф Г., 2008
- Импрессионизм, Владимирова Е., 2012
- Шедевры мировой живописи, Импрессионизм, Скоробогатько Н., 2008
- Искусство Японии, Китая и Кореи, 2013
Предыдущие статьи:
- Избранное, часть 1, Синтетическая история искусств, Введение в историю художественного мышления, Иоффе И.И., 2010
- Леонардо да Винчи, Борисюк А., 2015
- Мир художника раннего итальянского Возрождения, Головин В.П., 2003
- Сто великих музеев мира, Кубеев М.Н., 2010