Книга петербургского индолога Я. В. Василькова подводит итог более чем сорокалетним исследованиям автора в области исторической типологии древнеиндийской эпопеи «Махабхарата». Главная задача работы - определить специфику «Махабхараты» на фоне других подобных ей книжных эпосов устного происхождения. С целью уточнить типологическую характеристику санскритской эпопеи, автор, используя методологию, разработанную в свое время Б. Н. Путиловым, выясняет, во-первых, как относится эпическое повествование к мифу, во-вторых — как сюжеты эпоса связаны с ритуалом, и, в-третьих — каким именно образом отражает древнеиндийский эпос историческую действительность. Во всех этих отношениях «Махабхарата» резко отличается от признаваемого эталонным гомеровского эпоса и от ряда западноевропейских эпических памятников, поскольку, являясь зрелым героическим эпосом и частично превратившись в религиозно-дидактическую поэму, она сохраняет многие особенности поэтики, присущие эпосу на стадии архаики. Эта уникальная специфика делает «Махабхарату» памятником, имеющим особое значение для сравнительного эпосоведения.
О «МИФОЛОГИЗМЕ» «Махабхараты».
Отличительной особенностью Мбх на фоне большинства остальных (и уж во всяком случае — на фоне всех древних книжных) эпосов, является постоянное наличие у эпического нарратива определенного
мифологического фона. За миром эпоса просматривается мифический мир богов и асуров, и сказители не забывают время от времени напоминать о параллелизме этих двух миров, о связи между ними. Связь эта
выражается, прежде всего, в том, что герои эпоса, пять братьев Панда-вов, т. е. сыновей царя Панду, в действительности являются сыновьями и частичными воплощениями богов (Юдхиштхира — бога праведности
Дхармы, Арджуна —царя и военного предводителя богов Индры, Бхи-ма—неистового и смертоносного бога ветра Вайю, близнецы Накула и Сахадева — божественных близнецов Ашвинов [Мбх I.61.85-86]).
В другом месте Мбх рассказывается о том, как явились на земле в облике Пандавов Индра-Шатакрату (царь богов в данном мировом периоде), а также, при посредстве Дхармы, Вайю, и Ашвинов, —четверо Индр,
ранее правивших вселенной (Мбх I.189). Согласно внеэпи-ческой и поздней по времени фиксации, но, по-видимому, достаточно древней версии, через посредство этих богов воплотились в Пандавах покинувшие Индру
его величие (Юдхиштхира), сила (Бхима) и красота (Близнецы), Арджуне же сам Индра, его небесный отец, передал свой героизм (virya; «Маркандея-пурана», гл. 5; см.: Гринцер 1974:276).
Оглавление
Введение. «Махабхарата» и историческая типология эпоса
0.1 «Индийский Гомер» (докритический период)
0.2 Критическое изучение «Махабхараты» и «гомеровский вопрос»
0.3 «Махабхарата» и теория устного эпоса
0.4 Проблема типологической характеристики «Махабхараты»
Глава I. Эпос и миф
1. О «мифологизме» «Махабхараты»
2. Связь эпоса и мифа в «Махабхарате» по данным эпических сравнений
3. Герои и боги в «Махабхарате»
Глава II. Эпос и ритуал
1. Ритуал: между мифом и фольклорным текстом
2. Ритуальный фон «Махабхараты»: потлач и агон
3. Посвятительные мотивы: уход Пандавов в изгнание и символика смерти
4. Сказание о рогатом отшельнике и обряд вызывания дождя
4.1 Обзор вариантов
4.2 История изучения сюжета
4.3 Индийские обряды вызывания дождя
4.4 Мифоритуальное представление «вода—семя» как сюжетообразующий мотив сказания
4.5 «Дефектные» варианты сюжета
4.6 Мифологическая основа образа Ришьяшринги
5. «Сознание инициации»: восхождение Арджуны на небо Индры
5.1 Последовательность действий в сказании и структура обрядов посвящения
5.2 Сюжет «Кайраты» — «Индралокагаманы» как абхишека
6. «Сознание инициации»: Аштавакра в гостях у «старой подвижницы»
6.1 «Беседа Аштавакры и Диш» (XIII. 19-23)
6.2 Варианты сюжета о «безобразной невесте» в Европе и Индии
6.3 Сказание об Аштавакре и сюжеты о поисках царственности на фоне обрядов посвящения
6.4 История Аштавакры и Диш как посвятительный обряд «прототантры»
7. Эпический «ритуал битвы»
7.1 Битва как сакральная игра в кости
7.2 Битва и обрядовая драматизация миф
7.3 Битва как жертвоприношение
Глава III. Эпос и история
1. Битва на Курукшетре: миф или реальность?
2. Специфика эпического историзма
3. «Махабхарата» как отражение этносоциальной истории
4. Политическое противостояние: угроза с Северо-Запада
5. Политическое противостояние: враг на Востоке
6. Определение историзма «Махабхараты»
Заключение
Литература
Указатели
Сокращения.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Миф, ритуал и история в «Махабхарате», Васильков Я.В., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по религии :: #религия :: #Васильков
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Хрестоматия, приложение к учебнику христианский храм, Копировакий А.М., 2013
- Библейская археология, Научный подход к тайнам тысячелетий, Нудельман Р.И.
- Агада, Сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей, Зякина М., 1993
- Буддийская и светская этика, Формирование мировоззрения, Наднеева К.А., 2013
Предыдущие статьи:
- Мифы и легенды Древней Греции, Кун Н.А., 2005
- Боги Олимпа, Узнай мир, Афонькин С.Ю., 2007
- Новый Завет, Паркер В., 2002
- Православное воспитание детей, Пестов Н.Е.