В статье получили развитие две «смысловые линии» из наших предыдущих работ. Первая, воплощающаяся в критическом подходе к широко обсуждаемому уже почти полвека в научной среде «антропному принципу» (далее АП), наиболее полно зафиксирована в [6]. Вторая, состоящая в обладающем определённой новизной философском толковании времени, соответственно, в [13]. На их «пересечении» нами проводится экспликация парадоксальности т. н. «финалистского» АП (далее ФАП), сформулированного в категорическом суждении, вынесенном в эпиграф к этой статье. Из него Д. Д. Барроу и Ф. Дж. Типлер выводят ту модель творения Вселенной «Богом точки Омега», в рамках которой обозначенное создание «раздваивается», будучи отнесённым как к прошлому, так и к будущему. В свете этого мы заключаем, что, во-первых, «на пороге» вечности как «бесконечной длительности» обессмысливаются любые научные данные, в т.ч. и те, на которых делает акцент АП. Во-вторых, инстанция, не причастная вечности как пребыванию вне временного потока не может трактоваться в качестве Бога христианства, что обессмысливает попытки Д. Д. Барроу и Ф. Дж. Типлера стать частью традиции естественной теологии. Но в то же время мы выделяем позитивное содержание ФАП, которое может быть конструктивно зафиксировано в контексте излагаемой нами диалектики человеческой жизни между Бытием и Действительностью как интерпретированного человеком Бытия и практически используемого людьми для своей же практики жизни его (Бытия) вечности в безграничностей «вещей» и «свойств».
Два лика вечности.
Мы не случайно в качестве эпиграфа привели высказывание о времени, поскольку без последнего невозможен разговор о вечности. Но настоящая статья инспирирована нашим чувством неудовлетворённости тем критическим анализом «финалистского» (называемого также «эсхатологическим») АП, который мы представили в ряде публикаций ([4], [б, с. 107-115]. [7, с. 43-45]). Соответственно, в этой работе попытаемся придать нашей критике ФАП относительную целостность. Но для этого - как это не покажется парадоксальным - необходимо, во-первых, защитить этот вариант от известной критики, принадлежащей американскому философствующему историку науки Дж. Хоргана. автору нашумевшей (если не сказать - эпатирующей) книги «Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки» (1996 г.). Во-вторых же. эксплицировать позитивную, на наш взгляд, составляющую содержания эсхатологического АП.
Начнём с указания на то. что австрало-английский физик и видный популяризатор науки Д. Бейкер в качестве «кредо» АП как такового (т. е. безотносительно к его «разветвлению» на вариации) приводит слова именно английского астрофизика Д. Д. Барроу и американского космолога и математика Ф. Дж. Типлера: «...наблюдаемые значения всех физических и космологических величин не являются равновероятными, они ограничены требованием, чтобы существовали места, в которых могла бы развиваться основанная на углероде жизнь, а... вселенная была бы достаточно стара для того, чтобы эта жизнь в ней уже развилась» [3, с. 201]. Они прозвучали в фундаментальной работе «Антропный космический принцип» (1986 г.). которая многими современными авторами называется одной из важнейших для мировой науки вех в деле осмысления одноимённой идеи. (Мы не нашли полного варианта её перевода на русский язык, поэтому будем цитировать в своём переводе по этому англоязычному изданию).
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу В продолжение критического анализа финалистского антропного принципа, Два лика вечности, Бернацкий В.О., Макухин П.Г., 2023 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по философии :: #философия :: #Бернацкий :: #Макухин :: #время :: #вечность :: #хронопарадокс :: #антропный принцип
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- История философии, От XVII до XXI века, Часть 2, Гриненко Г.В., 2022
- История философии, От Древнего мира до эпохи Просвещения, Часть 1, Гриненко Г.В., 2022
- Человек и его Мир, Монография, Шутилин Ю.Ф., 2024
- Научный аспект, №4, Современные российские дискуссии о научном статусе философии, Макухин П.Г., 2013
Предыдущие статьи:
- История философии, Древняя Греция и Древний Рим, Том I, Коплстон Ф.
- Глобальная экология, Концептуальные основ, Бугаёв Л.Ф., 2010
- Древняя и средневековая философия, Цикл лекций, Звиревич В.Т., 2015
- Малоедение и малопитие - это вечная молодость и бессмертие, Освобождение от рабства, Шемшук В.А., 2023