Российский ислам, Очерки истории и культуры, Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К., 2018

Российский ислам, Очерки истории и культуры, Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К., 2018.

   В центре внимания авторов этой книги — российский ислам в его страновом измерении, его история и связанные с ней легенды, формирование богословских и правовых школ, религиозных практик и социальных сетей мусульманских сообществ с VII в. по наше время. Сравнительно-исторический очерковый подход в книге удачно сочетается с источниковедческим. Общие проблемы российского ислама рассмотрены на оригинальном письменном наследии мусульманских народов Северного Кавказа, Волго-Уральского региона и Западной Сибири, где получили распространение основные для России богословские школы — аш'аритский и матуридитский калам, традиционные для российских мусульман ханафитский и шафи'итский мазхабы, а также традиции суфийских братств накшбандийа-халидийа, кадирийа и шазилийа.
Книга адресована как историкам-исламоведам, так и специалистам по российской истории, аспираптам и студентам и в целом широкому кругу читателей, интересующихся историей ислама в России.

Российский ислам, Очерки истории и культуры, Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К., 2018


К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ «РОССИЙСКИЙ ИСЛАМ».
Историческое понимание российского ислама включает в себя не только Северный Кавказ, Крым, Урало-Поволжье, Западную Сибирь, но и Центральную Азию и Южный Кавказ. Большая часть Центральной Азии (исторический Мавераннахр) представлена преимущественно мусульманами-ханафитами, Горно-Бадахшанская автономная область Республики Таджикистан — исмаилитами, Азербайджанская республика, кроме его северных районов, — мусульманами-ши‘итами джа‘фаритской (имамитской) религиозно-правовой школы. В странах Центральной Азии и Кавказа до сих пор сохраняется система управления исламом через муфтияты, введенная еще царским правительством и возобновленная в 1943-1944 годах в Советском Союзе. После распада СССР в Россию мигрировало свыше миллиона жителей бывших мусульманских окраин СССР. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживало 603 070 азербайджанцев и свыше миллиона выходцев из стран Центральной Азии. «Российский ислам», в широком смысле понимаемый в категориях евразийства, по причине большой численности в России мусульман-мигрантов и сезонных рабочих с Кавказа и из Центральной Азии, также не теряет своей актуальности.

Читатель может возразить, что «российского ислама» не существует, поскольку религия не может иметь территориальной или страновой привязки, географических или политических ограничений, и будет по-своему совершенно прав. Действительно, ислам, как и другие религии, представляет собой целостную идеологическую и религиозно-философскую систему. Внутренняя вера (ал-иман), управляющая сознанием человека и определяющая его поступки, живет в сердцах людей, и в этом смысле она не имеет границ.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
§1. К вопросу об определении «российский ислам».
§2. Историография ислама в современной России.
ГЛАВА I. ИСТОКИ РОССИЙСКОГО ИСЛАМА ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ.
§1. О характере ранней исламизации (VII-VIII вв.).
§2. Легенды и предания о периоде ранних арабских завоеваний на Кавказе.
§3. Сподвижники пророка Мухаммада на Северо-Восточном Кавказе.
§4. Джума-мечеть Дербента (733 г.) как старейшая мечеть в России.
ГЛАВА II. ФОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОГО ИСЛАМА.
§1. Начало процесса «внутренней» исламизации (IX—X вв.).
§2. Укоренение ислама в сельджукский период (XI-XII вв.).
§3. Ранние источники ислама па Кавказе.
§4. Сведения Абу Тахира ас-Силафи о духовной жизни в Дербенте в XI-XII вв.
§5. Религиозно-правовой плюрализм.
§6. Аш'арийа и матуридийа как богословская основа российского ислама.
ГЛАВА III. ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ.
§1. Монгольские завоевания и начало активной фазы «внутренней» исламизации (XIII-XIV вв.).
§2. Сефевидские «войны за веру» (XV-XVII вв.).
ГЛАВА IV. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА.
§1. Начало формирования «русского мусульманства».
§2. Бухарские студенты в XVII в.
§3. Персидский язык ислама в Западной Сибири.
§4. Проблемы соотношения теории и практики, «чистого» и «народной)» ислама.
ГЛАВА V. ИМПЕРСКАЯ ВЛАСТЬ И МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО.
§1. Мусульманские элиты в Российском государстве.
§2. Признание ислама и управление им в региональных муфтиятах.
§3. Изобретение мусульманского духовенства §4. Политика «игнорирования ислама».
§5. Исламская юстиция на имперских и ранних советских окраинах.
ГЛАВА VI. БОГОСЛОВСКИЕ И ПРАВОВЫЕ СПОРЫ РОССИЙСКИХ УЛЕМОВ КОНЦА XVIII - СЕРЕДИНЫ XIX в.
§1. Ученость в Поволжье и Приуралье в XVIII — начале XIX в.
§2. Бунтовщик против школьной традиции: ‘Абд ан-Насыр Абу-н-Наср ал-Курсави (1776-1812) в Бухаре и Поволжье.
§3. Религиозио-нравовые споры: иджтихад ‘Абд ан-Насыра ал-Курсави и таклид ‘Абд ар-Рахима ал-Булгари в теории и на практике.
§4. Наследие Курсави, 1812-1850 гг.
ГЛАВА VII. СУФИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОГО ИСЛАМА.
§1. Суфийская литература Урало-Поволжья. ‘Абд ар-Рахим ал-Булгари (ал-Утыз-Имяни, 1754-1835).
§2. Суфийские тексты и документы в Поволжье.
§3. «Святые семейства» в истории российского ислама.
§4. Сакральные родословные как передача коллективной памяти.
§5. Исламская агиография в современной России и актуализация культа «святых».
ГЛАВА VIII. ЯЗЫКИ РОССИЙСКОГО ИСЛАМА.
§1. Персидский язык как lingua franca российского ислама.
§2. Говорить «по-бухарски»: персоязычные тексты в Российской империи.
§3. Дагестанский шайх говорит «по-бухарски».
§4. Миноритарные языки и русский язык ислама.
§5. Языковая палитра современного российского ислама.
ГЛАВА IX. ПРОСТРАНСТВО «СОВЕТСКОГО ИСЛАМА».
§1. Общее описание.
§2. Коран для советских граждан: труды ленинградского имама Габделбари Исаева по коранистике.
§3. Трансформируя советское наследие: Идрис Галяутдин.
ГЛАВА X. «ПЕРЕСТРОЙКА» И РЕИСЛАМИЗАЦИЯ.
§1. Феномен «исламского возрождения».
§2. Легализация ислама в российском законодательстве.
§3. Борьба с ваххабитской оппозицией.
§4. «Традиционный ислам» в российском законодательстве.
ГЛАВА ХI. СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ И ПОЛИТИКА.
§1. Имперское наследие в «традиционном исламе».
§2. Политическое измерение «исламского возрождения» на Северном Кавказе: двадцать пять лет спустя.
§3. «Традиционный ислам» Валиуллы Якупова.
§4. Оппозиционный ханафизм.
ГЛАВА XII. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ИСЛАМА.
§1. Что сегодня? Российский ислам в цифрах на уровне республики.
§2. Обучение исламскому вероубеждению ('акида) в Мадраса.
§3. Кристаллизация духовных ценностей «традиционного ислама».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Краткий глоссарий.
Указатель имен.
Список сокращений.
Источники.
Литература.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Российский ислам, Очерки истории и культуры, Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К., 2018 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: :: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

2024-12-22 03:26:51