Философия истории, Панарин А.С., 1999

Философия истории, Панарин А.С., 1999.

   В условиях крушения прежних мировоззренческих и социально-исторических синтезов решены две взаимосвязанные задачи: исследовательская, касающаяся прояснения основных философских проблем современного исторического развития, и учебно-методическая, связанная с изложением учебного материала в соответствии с образовательным стандартом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Учтен международный опыт формирования подобного курса, связанный в основном с классической европейской (континентальной) традицией. Представленный в учебнике курс прошел апробацию в ряде ведущих вузов: Московском государственном университете. Московском государственном институте международных отношений. Государственном университете гуманитарных наук, на гуманитарных факультетах Московского авиационного института (технический университет) и Московского государственного индустриального института.
Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

Философия истории, Панарин А.С., 1999


Актуальность философии истории.
Крушение марксистской дерзновенной попытки «тотального философского синтеза» произвело обескураживающее воздействие на интеллектуалов постсоветской формации. Стремление к тотальным синтезам сегодня осуждается как проявление тоталитарного искушения, ведущего к созданию закрытой картины мира.

Но поскольку и в других странах, не травмированных тоталитарным опытом, инициативы глобального философского теоретизирования тоже не приветствуются, то можно говорить об утрате специфической метафизической воли, выстраивающей из мозаики мира целостный смысловой образ. В особенности это касается философии истории. Сегодня она нередко оценивается как архаическая форма донаучного знания, выходящего за пределы того, что верифицируется в опыте, и посягающего на свободу новых поколений творить историю по-своему.

«Запрет» на философию истории соответствует обшей постмодернистской установке принимать рассогласованность человеческого опыта не как проблему, подлежащую решению, а как «окончательный факт», к которому предстоит приспособить наши мыслительные установки и нашу мораль. В обосновании этого предлагаются понятия «открытого общества» и «открытой истории». Напрашивается вопрос: не ведет ли нас постмодернистское искусство в жизнь без определенных норм, без пели и смысла, не в открытую, а в закрытую историю, в ситуацию «после нас хоть потоп».

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
1.1. О предмете философии истории.
1.2. Актуальность философии истории.
1.3. Структура историософского знания.
РАЗДЕЛ I СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.
Глава 1 КОНЦЕПЦИЯ ДВУПОЛУШАРНОЙ СТРУКТУРЫ МИРА: СМЫСЛ ДИХОТОМИИ ВОСТОК — ЗАПАД.
1.1. Кризис европоцентризма.
1.2. Биполушарная модель всемирной истории.
1.3. Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории.
1.4. Восточные и западные мегациклы всемирной истории.
Глава 2 ПРОБЛЕМЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
2.1. Исторические и неисторические народы: драма «догоняющего развития».
2.2. Кризис постулатов исторической рациональности.
2.3. Историзм и финализм.
2.4. Парадоксы исторического творчества.
2.5. Утопия прогрессизма и ее альтернативы.
Глава 3 ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: КОЛЛИЗИИ ОБРЕТЕНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.
3.1. «Открытое общество» как западная модель глобального мира.
3.2. Ограниченность дихотомии Север — Юг в глобалистике.
3.3. Парадоксы межкультурного обмена в глобальном мире.
3.4. Глобальные проекты глобального мира.
Глава 4 СМЫСЛ ИСТОРИИ.
4.1. Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю.
4.2. Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму».
4.3. Второй парадокс всемирной истории: «злоключения тотальной упорядоченности».
4.4. Третий парадокс всемирной истории: «блаженны "нищие духом"».
4.5. Смысл и назначение истории.
Раздел II НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.
Глава 1 НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.
1.1. Общая характеристика немецкой историософской традиции.
1.2. Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса.
1.3. Органология немецкой «исторической школы». А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт.
1.4. Прусская школа. И.Г. Дройзен.
1.5. Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт.
1.6. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше, В. Дильтей.
1.7. Юго-западная (баденская) неокантианская школа. В. Виндельбанд,М. Вебер.
1.8. Марбургская неокантианская школа. Г. Коген, П. Наторп.
1.9. Историческая динамика немецкой школы в контексте современности.
Глава 2 ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
2.1. Общая характеристика французской историософской традиции.
2.2. Историософский конструктивизм Р. Декарта.
2.3. «Трагический реализм» историософии Б. Паскаля.
2.4. Французские просветители о философии истории.
2.5. Французская романтическая историография. Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле.
2.6. Историософская традиция утопического социализма. Сен-Симон.
2.7. Позитивизм во французской историософии. О. Конт, Э. Лависс.
2.8. Биологизаторские концепции философии истории. Ж.А. Гобино, В. Ляпуж.
2.9. Историософский социологизм Э. Дюркгейма.
2.10. Школа «Анналов».
2.11. Новая историческая школа. П.Нора.
2.12. Рационалистическое направление французской историософии. Р. Арон.
2.13. Исторический нигилизм «новых философов».
2.14. Историософия «новых правых». А. де Бенуа, П. Вьяль, И. Бло.
Глава 3 ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ.
3.1. Общая характеристика русской историософской традиции.
3.2. «Древлее любомудрие».
3.3. Идеодогема «Москва — третий Рим».
3.4. Русское просвещение и поиски национальной идентичности.
3.5. Полемика славянофилов и западников. Русская идея.
3.6. Историософские ориентиры западников.
3.7. Модели культурно-исторических типов.
3.8. Социологическое направление. «Формула прогресса».
3.9. Школа Г. Плеханова и «легальный марксизм».
3.10. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как Богочеловеческий процесс.
3.11. Религиозный материализм С. Булгакова.
3.12. Историософия всеединства Л. Карсавина.
3.13. Историософия евразийцев.
3.14. Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории.
РАЗДЕЛ III ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.
Глава 1 ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ И ПАРАДИГМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
1.1. О возможностях и границах историософской интерпретации.
1.2. Циклическая парадигма истории.
1.3. Парадигма исторического прогресса.
1.4. Постмодернистская парадигма истории.
Глава 2 ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ИСТОРИИ: PRO ET CONTRA.
2.1. Формации или цивилизации?.
2.2. О формационном подходе к истории.
2.3. О сущности цивилизационного подхода к истории.
2.4. О соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории.
2.5. О возможных путях модернизации формационного подхода.
ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ» ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИСТОРИИ.
Тема 1. Предмет философии истории.
Раздел I СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.
Тема 1. Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток — Запад.
Тема 2. Проблемы демократизации исторического процесса.
Тема 3. Глобальный мир XXI века: коллизии обретения общечеловеческой перспективы.
Тема 4. Смысл истории.
Раздел II НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.
Тема 1. Немецкая школа философии истории.
Тема 2. Французская школа философии истории.
Тема 3. Философско-историческая мысль России.
Раздел III ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.
Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания.
ЛИТЕРАТУРА.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия истории, Панарин А.С., 1999 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: ::