Учебное пособие освещает вопросы, связанные со спецификой искусства Индии (архитектура, живопись, скульптура) периода древности и раннего Средневековья доисламского периода. Материал построен в соответствии с принципами историзма, ряд тем отражает специфику теоретической искусствоведческой проблематики (художественные школы, стили, принципы формообразования, соотношения иконографии и визуальных канонов).
Адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению «История искусств». Будет полезно студентам, специализирующимся в области культурологии, социально-культурной деятельности, а также всем студентам гуманитарного профиля, интересующимся вопросами изобразительного искусства Востока.
ПЕРВЫЕ АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ БУДДЫ.
Чаще всего Будду изображают в позе дхьянасана (позе медитации, лотосовой позе) либо в прямостоящей позе, в простом монашеском одеянии и с удлиненными мочками ушей (признак царского рода, который одновременно указывает на всеслышание Учителя). На шее — три еле заметные полоски (символ трикайи). Волосы Будды сложены в виде бугорка/узла (ушниша) в соответствии с тем, как носили монахи того времени, в дальнейшем эта деталь приобретет самостоятельное значение, символизируя Просветление. В межбровье изображается урна, символ внутреннего духовного видения. Вокруг головы — мандорла.
Первые антропоморфные скульптурные изображения Будды возникли в Индии в I—II вв. н. э. Однако буддийская традиция связывает их появление с событиями, которые происходили еще при его жизни. Ряд деталей, которые упоминаются в текстах, имеет прямое отношение к складывающейся иконографии и шире — к пониманию того, чем именно является образ Будды для его последователей. Легенды о первых прижизненных образах Будды Шакьямуни так или иначе связаны с появлением или созданием статуй по просьбам богатых покровителей. Индийский исследователь У. П. Шах также отмечал, что описанные в сутрах случаи того, что Будда призывал своих последователей не устанавливать его изображения как объект поклонения, косвенно свидетельствуют о том, что такие попытки действительно делались при его жизни.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Искусство периода древности. Города Хараппа и Мохенджо-Даро
Проблемы изучения искусства Индии ведического периода
Памятники раннебуддийского искусства (III в. до н. э. — I в. н. э.)
Первые антропоморфные изображения Будды
Иконографический, иконометрический и визуальный канон в буддийском искусстве Индии
Формирование художественных школ в искусстве буддизма
Живопись Аджанты
Пещерное и храмовое строительство в архитектурных комплексах Эллоры и Махабалупурами
Принципы строительства индуистского храма
Архитектура индуизмаХ-ХII вв
Иконография индуизма
Живопись «Рагамала» и особенности искусства живописи в Индии
Вопросы к экзамену
Задания для самостоятельной работы
Список рекомендуемой литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Искусство Индии, Деменова В.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #Деменова
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Сто великих музеев мира, Кубеев М.Н., 2010
- Храмы Санкт-Петербурга, Художественно-исторический очерк, Павлов А.П., 2004
- Кинотеатр военных действий, Трофименков М.С., 2013
- Популярная история живописи, Западная Европа, Дятлева Г.В., Хворостухина С.А., Семенова О.В., 2001
Предыдущие статьи:
- Гомер агачы, Древо жизни, Сергеева Н.Г., 2008
- Зарубежное искусство XX века, Архитектура, Авдеева В.В., 2016
- Французское искусство XV-XVIII веков, Лившиц Н.А., 1967
- История искусств, Кухта М.С., 2010