Книга Г. Вельфлина «Основные понятия истории искусств» является в науке первой попыткой дать точную и сжатую характеристику стилей, толкуемых обыкновенно весьма расплывчато. Впервые в этой книге автор создает образцовую терминологию и методологию для научной истории искусств.
Издание представляет интерес для преподавателей, студентов и широкого круга читателей.
Линейность (графичность, пластичность) и живописность, осязательный и зрительный образ.
Желая выразить в самых общих терминах различие между искусством Дюрера и искусством Рембрандта, мы говорим, что Дюрер графичен, а Рембрандт живописен. При этом мы чувствуем, что такая характеристика определяет различие не только личностей, но также целых эпох. Западная живопись, бывшая в XVI веке линейной, в XVII развилась главным образом в сторону живописности. Хотя существует только один Рембрандт, однако всюду произошла разительная перемена зрительных навыков, и кому интересно уяснить свое отношение к видимому миру, тот должен прежде всего отдать себе отчет в этих двух кардинально различных способах видеть. Живописный способ — способ позднейший и без линейного способа, конечно, немыслим, но он не является высшим в абсолютном смысле этого слова. Линейный стиль создал ценности, какими не обладает и не хочет обладать стиль живописный. Это два миросозерцания, по разному ориентированные в смысле вкуса и интереса к миру, каждое из которых, однако, способно дать законченную картину видимого.
Хотя в феномене линейного стиля линия означает только одну часть вещи, и контур неотделим от очерчиваемого им тела, однако, все же можно воспользоваться популярным определением и для начала сказать: графический стиль видит в линиях, живописный — в массах. Видеть линейно значит, в таком случае, что смысл и красота вещей отыскиваются прежде всего в контурах — и у внутренних форм есть свои контуры. — что глаз движется вдоль границ и как бы ощупывает края предметов, между тем как видение в массах имеет место там. где внимание отвлекается от краев, где контур в качестве зрительного пути стал более или менее безразличен глазу, и основным элементом впечатления являются предметы как видимые пятна. При этом безразлично, говорят ли такие пятна как краски или же только как светлости и темноты.
СОДЕРЖАНИЕ
Р. Пельше — О факторах развития искусства
Введение
I. Линейность и живописность Общие замечания
Рисунок
Живопись
Пластика
Архитектура
II. Плоскость и глубина
Живопись
Пластика
Архитектура
III. Замкнутая и открытая форма (тектоничность и атектоничность)
Живопись
Пластика
Архитектура
IV. Множественность и единство (множественное единство и целостное единство)
Живопись
Архитектура
V. Ясность и неясность (безусловная и условная ясность)
Живопись
Архитектура
Заключение
Перечень иллюстраций
Указатель имен.
Купить .
Купить .
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #Вёльфлин
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Литературные сюжеты и персонажи в произведениях изобразительного искусства, Пеллегрино Ф., Полетти Ф., 2007
- История искусства зарубежных стран, Средние века, Возрождение, Нессельштраус Ц.Г., 1982
- История искусства зарубежных стран, Первобытное общество, Древний Восток, Античность, Чубова А.П., 1981
- История европейского искусствознания, От Античности до конца XVIII века, Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н., 1963
- История итальянского искусства в эпоху Возрождения, том 1, Дворжак М., 1978
- Искусство Восточного Средиземноморья I-IV века, Чубова А.П., 1985
- Русское искусство первой половины XIX века, Ракова М.М., 1975
- Искусство Чехии и Моравии, Поп И.И., 1978