Восемнадцатый век во Франции открылся годами сумрачного безвременья. Те величайшие исторические сдвиги и процессы, которые составили его сущность, стали обнаруживаться далеко не одновременно с хронологическим началом столетия. Первые его пятнадцать лет были, по существу, затянувшимся угасанием предыдущего века, который для всей Европы олицетворялся фигурой Людовика XIV. Некогда могущественный монарх, он постепенно превращается в живой анахронизм, стоящий на пути развития собственной страны, и его смерть воспринимается всеми как падение досадного препятствия, как наступившее наконец начало нового века.
«Король, так долго царствовавший, умер»,— без всякой тени удивления или сострадания пишет своему другу один из героев «Персидских писем» Монтескье. Именно так, равнодушно и почти пренебрежительно, встретила вся Франция 1 сентября 1715 года — день смерти Людовика XIV. Престарелый Король-солнце пережил самого себя. Он оставил своему правнуку нищую страну, истощенную войнами и налогами. Помпезно и педантично построенное им здание абсолютизма уже давало угрожающие трещины, — никто не сомневался, что Франция стоит на пороге неизбежных перемен.
Искусство Франции XVIII века.
Рококо складывается как стиль к 1720-м годам и в последующие десятилетия бурно развивается, достигая высшего подъема в середине столетия. В этом внешне самом бездумном и самом декоративном за всю историю европейского искусства стиле находят себе отголоски настроения французской аристократии той эпохи. В нем причудливо соединяются гедонизм, пресыщенность, откровенная фривольность, тяготение к экзотике, пренебрежение ко всему разумному, конструктивному, естественному, нарочитые алогизмы, парадоксальность, но и высшая утонченность, блистательная художественная культура, неисчерпаемая изобретательность и предельное совершенство формы. Казалось бы, искусство рококо, отгороженное от проблем эпохи, замыкается в кругу рафинированного эстетизма.
И все же было бы ошибкой оценивать его как чисто отрицательное, бессодержательное явление. Во-первых, рококо выдвигает ряд блестящих мастеров, которые создают выдающиеся произведения в самых различных сферах, начиная от миниатюрных шедевров прикладного искусства и кончая живописью или архитектурой. Живопись Буше, Фрагонара и Лайкре, скульптура Лемуана, графика Сент-Обенов, Моро, Оппенора и Кювилье, не говоря уже о многом другом, далеко не исчерпывают того, чем французское искусство обязано рококо. Даже такие художники, как Ватто и Шарден, тесно соприкасаются с этим стилем какими-то сторонами своего творчества, а Фальконе долгое время работает под его прямым и несомненным влиянием.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Искусство Франции XVIII века, Кожина Е.Ф., 1971 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #Кожина
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Искусство Восточного Средиземноморья I-IV века, Чубова А.П., 1985
- Русское искусство первой половины XIX века, Ракова М.М., 1975
- Искусство Чехии и Моравии, Поп И.И., 1978
- Искусство Франции второй половины XIX века, Раздольская В.И., 1981
Предыдущие статьи:
- Искусство Италии, Средняя Италия в период Высокого Возрождения, Ротенберг Е.И., 1974
- Искусство Испании XVI-XVII веков, Левина И.М., 1966
- Искусство Европы I-IV веков, Чубова А.П., 1970
- Искусство Византии IV XV веков, Лихачева В.Д., 1986