Предлагаемая читателю хрестоматия дополняет вышедшее ранее учебное пособие «Эстетика и теория искусства ХХ века» и предполагается,что включенные в нее тексты иллюстрируют положения,высказываемые авторами учебного пособия. Хрестоматия состоит из трех основных разделов: «Эстетика как философия искусства», «Эстетическая рефлексия в границах смежных дисциплин и научных направлений» и «Основные направления в теории искусства ХХ века». Первый раздел, «Эстетика как философия искусства», представлен фрагментами, извлеченными из работ представителей самых разных философских направлений. Ставя вопрос о мотивировке необходимости в таком разделе, сошлемся на представителя феноменологии М. Дюфрена, утверждающего, что эстетический опыт является исходной точкой для движения к деятельности и науке. «И это понятно: эстетический опыт пребывает в истоке, в той точке, где человек, перемешанный с вещами, испытывает своеродство с миром; природа в нем раскрывает себя, и он способен читать великие образы, которые она ему поставляет. Будущее Логоса готовится в этой встрече до всякого языка - здесь говорит сама Природа. Природа творящая, порождающая человека и воодушевляющая его на то, чтобы он следовал разуму. Теперь понятно, почему некоторые философские учения отводят эстетике особое место: они устремлены к истоку и все их искания ориентируются и освещаются эстетикой».
Эстетика как философия искусства.
Испанский философ X. Ортега-и-Гассет включил в эстетическую рефлексию XX века рассмотрение феномена омассовления и анализ сознания столь распространенной для этой эпохи фигуры заурядного человека, или человека массы, агрессивного по отношению к тому, что философ называет «новым искусством», или к искусству авангарда. Хотя ключевая работа философа в этом направлении появится лишь в 1930 году (она называется «Восстание масс»),тем не менее уже в работе 1925 года «Дегуманизация искусства», включенной в хрестоматию, тема омассовления оказывается не только фоном выявленных им эстетических процессов,связанных сформированием новой элиты и новой эстетики. В конечном счете констатируемые им новое искусство и новый способ его восприятия в европейском искусстве начала ХХ века формируются из потребности противостоять процессу омассовления. Этот исходный импульс нового искусства, связанный с сопротивлением массовому вкусу, делает, как доказывает X. Ортега-и-Гассет, все новое искусство и непопулярным, и маргинальным, чего в ХIХ веке счастливо избежал романтизм, поначалу столкнувшийся именно с таким конфликтом.
Содержание
Введение. Эстетика и теория искусства XX века: альтернативные типы дискурсивности в контексте трансформации культуры (Н.А. Хренов)
Раздел I Эстетика как философия искусства
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства
Мерло-Понти М. Око и дух
Ингарден Р. Двумерность структуры литературного произведения
Шпет Г. Проблемы современной эстетики
Дюфренн М. Эстетика и философия
Бердяев Н. Кризис искусства
Флоренский П. Обратная перспектива
Вейдле В. Умирание искусства
Лосев А. Диалектика художественной формы
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
Дики Д. Определяя искусство
Бинкли Т. Против эстетики
Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома
Деррида Ж. Правда о живописи
Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн?
Раздел II Эстетическая рефлексия в границах смежных дисциплин и научных направлений
Фрейд В. Художник и фантазирование
Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству
Бахтин М. К методологии гуманитарных наук
Эйхенбаум Б. Теория «формального» метода
Леви-Строс К. «Болеро» Мориса Равеля
Якобсон Р., Леви-Строс К. «Кошки» Шарля Бодлера
Барт Р. От произведения к тексту
Барт Р. Смерть автора
Фуко М. Что такое автор?
Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве
Кристева Ю. Разрушение поэтики
Раздел III Основные направления в теории искусства XX века
Ригль А. Позднеримская художественная промышленность
Воррингер В. Абстракция и одухотворение
ШКЛОВСКИЙ В. Искусство как прием
Малевич К. Издания Витебского периода (1919-1922)
Кандинский В. О духовном в искусстве
Хлебников В. Наша основа
Бретон А. Второй манифест сюрреализма
Панофски Э. Иконография и иконология
Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии.
Купить .
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Искусство Италии, Средняя Италия в период Высокого Возрождения, Ротенберг Е.И., 1974
- Искусство Испании XVI-XVII веков, Левина И.М., 1966
- Искусство Европы I-IV веков, Чубова А.П., 1970
- Искусство Византии IV XV веков, Лихачева В.Д., 1986
- Статьи об искусстве, Виппер Б.Р., 1970
- Пейзаж в русской живописи, Жабцев В.М., 2008
- Основы художественной грамоты, Язык и смысл изобразительного искусства, Герчук Ю.Я., 2013
- Основы художественной грамоты, Язык и смысл изобразительного искусства, Герчук Ю.Я., 1998