Книга, написанная одним из крупнейших советских искусствоведов, посвящена истории изобразительных искусств и архитектуры Древней Греции от их истоков до эпохи эллинизма. Подобное сжатое, оригинальное, глубокое освещение истории античного искусства предлагается читателям впервые. Последовательно исторически излагая материал, автор уделяет особое внимание проблемам художественного метода и мастерства.
В книге анализируются все наиболее значительные произведения древнегреческой скульптуры, вазописи, архитектуры.
КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО.
Нам приходится отодвигать начало истории греческого искусства далеко назад, по меньшей мере на две тысячи лет. Этот пролог к греческому искусству составляет, однако, относительно недавнее приобретение науки. В то время как европейские ученые усердно занимались раскопками в Египте и в Передней АЗИИ, археология продолжала обходить Грецию. Причиной тому было, главным образом, доверие к авторитету древних греческих писателей, которые охотно признавали глубокую старину культур Египта и Вавилона, свою же родину считали молодой, относя времена, предшествующие Троянской войне, к примитивному, варварскому быту. В сущности, первые археологические исследования на почве Греции исходили все из того же преклонения перед взглядами античных греков: Шлиман, родоначальник открытий, и его продолжатели хотели отыскать реальные основы гомеровского эпоса, вещественную обстановку героических приключений; и уже только в ходе раскопок, помимо желания искателей, были открыты обширные эпохи, предшествовавшие Гомеру, была найдена самостоятельная культура настоящей «древней» Греции.
Вспомним, в самых общих чертах, последовательный ход этих археологических открытий. Шлиман, самоучка, лишенный всякой научной подготовки, но окрыленный археологическим энтузиазмом, принялся в 1871 году за раскопки в Троаде, в северо-западном углу Малой Азии, близ входа в Геллеспонт, с целью найти вещественные доказательства к рассказу «Илиады». При дилетантском, стремительном способе работы, лишенном всякой методичности, у этого искателя было какое-то гениальное чутье. Он великолепно выбрал место раскопок. В то время, как одни ученые считали Трою вымыслом Гомера, а другие предполагали ее в нынешней горной местности Бурнобаши, в 25 км от берега, Шлиман решил остановиться на плоском холме Гиссарлыка, ближайшем к берегу, где почти общий голос древности помещал гомеровскую Трою. Для археологии Гиссарлык с его множеством наслоенных одно на другое поселений мог дать картину развития чрезвычайно поучительную. Но Шлиману повредила его поспешность. В поисках подлинной Трои он зарылся на середине холма слишком глубоко и своей вертикальной шахтой уничтожил значительную часть промежуточных слоев, причем отбросил их обломки, не сделав с них никаких снимков. Опираясь на литературное предание, что ахейцы сожгли Приамов город, Шлиман остановился лишь на том слое, где оказались следы гибели поселения от большого пожара. Но Шлимана не могло не смущать то обстоятельство, что обнаруженный им дворец очень невелик размером, что крепостные стены сложены из мелкого камня и необожженной глины.
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции 5
ВВЕДЕНИЕ 9
КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО 12
Архитектура 18
Скульптура 35
Живопись и вазопись 48
ИСКУССТВО ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СТИЛЯ 66
Вазопись 68
Скульптура 71
Архитектура 74
Дорийский ордер 83
Ионийский ордер 91
ИСКУССТВО ЭПОХИ АРХАИКИ 99
Скульптура 99
Критская школа 100
Спартанская школа 102
Аргосская школа 104
Сикионская школа 106
Ионийские школы 107
Аттическая школа 108
Фронтонные композиции 112
Рельеф 115
Вазопись 121
Вазопись ориентализирующего стиля 122
Вазопись чернофигурного стиля 125
Вазопись краснофигурного стиля 132
КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО V В. ДО Н. Э. 141
Живопись и вазопись 141
Полигнот 141
Аполлодор и Агатарх 144
Скульптура строгого стиля 148
Каламид 160
Пифагор 161
Рельеф 164
Скульптуры храма Зевса в Олимпии 166
Скульптура высокой классики 170
Мирон и его школа 171
Поликлет 179
Фидий 188
Скульптура Парфенона 201
ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ 214
Архитектура переходной эпохи 215
Скульптура переходной эпохи 221
Алкамен 225
Каллимах 226
Пэоний 229
Рельеф 230
Скульптура IV в. до н. э. 234
Кефисодот 235
Эвфранор 237
Скопас 238
Леохар 242
Бриаксид 243
Пракситель 247
Лисипп 254
Список иллюстраций 259
Список чертежей в тексте 268
Иллюстрации 269.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Искусство Древней Греции, Виппер Б.Р., 1972 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Искусство Древней Греции, Виппер Б.Р., 1972 - djvu - Яндекс Народ Диск.
Скачать книгу Искусство Древней Греции, Виппер Б.Р., 1972 - djvu - depositfiles.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #Виппер
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Лекции об искусстве, Рескин Д., 2006
- Истории знаменитых полотен, Бойко Н., 2006
- Искусство, 8-9 класс, Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д., 2009
- Искусство Франции, XV-XVI веков, Петрусевич Н.Б., 1973
Предыдущие статьи:
- Иванов Александр, Его жизнь и художественная деятельность, Цомакион А.И.
- Замки, Дворцы, Ананьева Е., 2003
- Античные мифы в искусстве, Ермильченко Н., 2001
- Художественная галерея, Перуджино, № 193, 2008