В монографии, возникшей на базе одноименного лекционного курса, автор последовательно излагает систему живописного оформления православного храма, основные сюжетные циклы и варианты их изобразительной интерпретации в древнерусской живописи. Отдельные главы посвящены происхождению и эволюции форм русского высокого иконостаса, сюжетам страстного цикла, персональным изображениям Иисуса Христа и Богоматери.
Характер изложения, сочетающий строгость стиля и простоту формулировок, а также высокая насыщенность книги фактическим и иллюстрированным материалом делают ее полезной и необходимой самому широкому кругу читателей.
Идея этой книги возникла во время бесед со студентами, изучающими реставрацию памятников древнерусской живописи. Каждый, кто начинает интересоваться русскими иконами, оказывается вовлеченным в мир образов христианского искусства и неизбежно задается рядом вопросов о содержании древних изображений, их символическом значении и правилах, благодаря которым один и тот же сюжет или мотив на протяжении многих столетий остается легко yзнаваемым. Эти знания, естественные для христиан прошлых эпох, в условиях современной светской культуры приобрели некоторый эзотерический, т. е. тайный, характер. Однако знание истории иконографии имеет важное значение не только с общекультурной или историконаучной точек зрения, но и в чисто практическом плане. Реставраторы постоянно сталкиваются с необходимостью датировки икон, определения места их происхождения, опознания разрозненных фрагментов изображения. Без знания иконографии было бы невозможным возрождение фресковых композиций новгородской церкви Спаса на Ковалеве, собранных А. П. и В. Б. Грековыми из тысяч осколков. Иконографическая схема композиции дает основание для научно обоснованных реконструкций в тех случаях, когда в них возникает необходимость.
Настоящий курс ставит своей целью ознакомить будущих реставраторов с основными тенденциями развития главных для древнерусского искусства иконографических типов изображения христианских сюжетов и персонажей в пределах наиболее часто встречающихся тем и символов. Тематика византийского и древнерусского искусства необъятна и включает изображения сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии и других источников. Поэтому нами выбраны христологический и богородичный циклы изображений, составляющие основу системы росписей храма и русского высокого иконостаса, а также ряд изображений наиболее чтимых святых и сюжетов на тему основных христианских догматов.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 7
ВВЕДЕНИЕ 8
ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОГРАФИИ 11
СИСТЕМА ЖИВОПИСНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА 16
АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА И ФОРМЫ РУССКОГО ВЫСОКОГО ИКОНОСТАСА 22
ИКОНОГРАФИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ СЮЖЕТОВ 26
ИКОНОГРАФИЯ СТРАСТНОГО ЦИКЛА В ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ 51
ОСНОВНЫЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА 73
ОСНОВЫ ИКОНОГРАФИИ БОГОМАТЕРИ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
ПРИМЕЧАНИЯ 90
СЛОВАРЬ 93
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 98.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы иконографии древнерусской живописи, Бобров Ю.Г., 1995 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Основы иконографии древнерусской живописи, Бобров Ю.Г., 1995 - Яндекс Народ Диск.
Скачать книгу Основы иконографии древнерусской живописи, Бобров Ю.Г., 1995 - depositfiles.
Дата публикации:
Хештеги: #учебник по искусствоведению :: #искусствоведение :: #Бобров :: #иконография
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Тициан, Педрокко Ф., 1995
- Творчество Рембрандта, Вержбицкий А., 1995
- Великие музеи мира, Русский музей, Номер 10, 2011
- Великие музеи мира, Прадо, Номер 2, 2011
Предыдущие статьи:
- Образы Италии, Муратов П.П., 1994
- Мир шедевров, Брейгель, 2001
- Лондонская Национальная галерея, Великие музеи мира, №11, 2011
- Краткая история искусств, выпуск 2, Дмитриева Н.А., 1990