Православная Энциклопедия, том 47, 2017

Православная Энциклопедия, Том 47, 2017.

Фрагмент из книги:
Во 2-й пол. XIII — 2-й пол. XIV в. православных, проживавших на землях Золотой Орды (в пределы к-рой входила территория М.), окормляли Сарайские архиереи (см. ст. Крутицкая кафедра). В 1555-1589 гг. земли М. входили в Казанскую епархию (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия), в 1589-1721 гг.— в Патриаршую область, в 1721-1742 гг,— в Синодальную область. В сер. XVIII — 1-й трети XX в. различные территории М. относились к Воронежской (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия), Тамбовской (см. ст. Тамбовская и Рассказовская епархия), Владимирской (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия), Нижегородской (см. ст. Нижегородская и Арзамасская епархия), Саратовской (см. ст. Саратовская и Вольская епархия) и Симбирской (см. ст. Симбирская и Новоспасская епархия) епархиям. В кон. 20-х гг. XX в. все земли М. в церковном отношении были подчинены Пензенской епархии (см. ст. Пензенская и Нижнеломовская епархия). 29 янв. 1991 г. от Пензенской епархии была отделена Саранская и Мордовская.

Православная Энциклопедия, Том 47, 2017


Старообрядчество.
В нач. XIX в. значительное число приверженцев беспоповского (см. Беспоповцы) Спасова согласия (нетовщины) появилось в эрзя-мордов. селах Б. Реме-зёнки, М. Ремезёнки (ныне деревня Чамзинского р-на), Мокшалей (ныне Чамзинского р-на), Б. и М. Маре-сево Ардатовского у. Симбирской губ. (ныне Чамзинского р-на). Благодаря миссионерской деятельности священников-эрзян Иоанна Раждаева и его сына Павла к кон. XIX в. число старообрядцев в этих селах существенно уменьшилось, а в с. Б. Маресево их обнаружено не было. На территории совр. Темниковского р-на в 1849 г. имелась община спасовцев, в нее входили 13 мужчин и 40 женщин из числа гос. крестьян.

В 1820 г. в Саранске и Саранском у. насчитывалось ок. 2 тыс. старообрядцев, в основном беспоповцев поморского согласия. В 1-й пол. — сер. XIX в. среди удельных крестьян сел Явлей, Кладбищи, Сурский Майдан, Мирехань и др. Алатырского у., Куракино Ардатовского у. Симбирской губ. также было немало поморцев (только в с. Кладбищи в 40-х гг. XIX в. властям были известны 26 старообрядцев этого согласия). К кон. XIX в. крупнейшим центром старообрядчества на мордов. землях являлось с. Воротники Саранского у., в к-ром проживали ок. 750 приверженцев «старой веры». Примерно половина из них являлись последователями Спасова согласия, остальные были поморцами; последние имели молельню. В 1891 г. в селе была построена единоверческая (см. Единоверие) Никольская ц. Поморская молельня действовала в с. Мок-шалей, где проживали 37 последователей поморского согласия. Более 30 поморцев проживали в с. Теньгушеве Темниковского у. (ныне Теньгушевского р-на), там также имелась молельня. В Ардатовском у. наиболее крупные общины поморцев были известны до 1917 г. в селах Соба-ченки (ныне с. Мичурино Чамзинского р-на) и Сайгуши (на территории совр. Чамзинского р-на, ныне не существует).



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Православная Энциклопедия, том 47, 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

2024-11-21 18:33:07