Теория литературы, том 2, Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., 2004

Теория литературы, Том 2, Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., 2004.

 Второй том учебного пособия посвящен исторической поэтике, которая взаимодополняет теоретическую поэтику. Созданная сто лет назад русским ученым А. Н. Веселовским, она все еще находится в состоянии становления, хотя уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе. Предлагаемый труд — первое учебное пособие по исторической поэтике. Основные проблемы этой области теоретического литературоведения — происхождение и развитие как самой литературы, так и ее важнейших категорий: автора и героя, слова и образа, сюжета, родов и жанров и др. Они излагаются систематически, с охватом всех стадий развития литературы и на широком сравнительном материале (фольклор, античная и европейские, русская, арабская и персидская, индийская, китайская и японская литературы).
Для студентов филологических факультетов ВУЗов. Может быть рекомендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей.

Теория литературы, Том 2, Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., 2004

Понятие синкретизма.
Первую стадию в истории поэтики А. Н. Веселовский называл эпохой синкретизма (от греческого слова, обозначающего неразличение). Этот термин представляется более удачным, чем те, которые были предложены позже, ибо он охватывает порождающий принцип мировидения и сознания (в том числе эстетического) огромной по своей протяженности эпохи — от палеолита до VII — VI вв. до н.э. в Греции и первых веков новой эры на Востоке.

Принцип синкретизма А.Н. Веселовский сформулировал, опираясь на современную ему этнографию, исследования в области мифологии и обрядности, широко используя данные фольклористики и психологии. Последующее развитие науки подтвердило, что самым элементарным и в то же время самым фундаментальным отличием архаического сознания от современного является его нерасчлененно-слитная природа, или синкретизм. Он пронизывает всю древнюю культуру, начиная с непосредственных чувственных восприятий ее носителей до их идеологических построений — мифов, религии, искусства. Архаический человек синкретически воспринимает данные разных органов чувств (в русских деревнях, например, до сих пор могут сказать: «Идем смотреть грома»), себя и природу, «я» и «другого», слово и обозначаемый им предмет, ритуальное и бытовое действа, искусство и жизнь.

Оглавление
Часть третья ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Введение 4
§ 1. Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы 4
§ 2. Предмет исторической поэтики 5
§ 3. Метод исторической поэтики 7
§ 4. Периодизация истории поэтики 12
Раздел первый. Поэтика эпохи синкретизма 14
Глава 1. Синкретизм как художественный принцип 14
§ 1. Понятие синкретизма 14
§ 2. Формы проявления синкретизма в архаическом сознании и искусстве 15
§ 3. Синкретизм и генезис эстетического объекта 18
Глава 2. Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи синкретизма 20
§ 1. Понятие субъектного синкретизма 20
§ 2. Истоки субъектного синкретизма 22
§ 3. Субъектный синкретизм в отражении форм высказывания 28
§ 4. Субъектный синкретизм на уровне композиционного целого 30
Глава 3. Словесный образ в эпоху синкретизма 32
§ 1. Слово в эпоху синкретизма. Проблема генезиса и исходной формы образа 32
§ 2. Эволюция образного сознания 36
§ 3. Кумуляция и параллелизм 38
§ 4. Рождение ранних форм тропа, их историческая семантика и своеобразие 46
Глава 4. Сюжет в эпоху синкретизма 51
§ 1. Сюжет и проблема семантической границы в эпоху синкретизма 51
§ 2. Мотив и сюжет 53
§ 3. Герой и сюжет. Кумулятивная схема 57
§ 4. Циклический сюжет. Взаимодействие двух схем 63
Глава 5. Литературные роды в эпоху синкретизма 72
§ 1. Определение литературного рода и теория исходного синкретизма родов 72
§ 2. Роль слова в обрядово-мифологическом синкретизме и выделение его эстетической функции 74
§ 3. Проблемы лироэпических песен 81
§ 4. Способ исполнения как родовой критерий: пение, речь и наррация 82
§ 5. Способ изображения и дифференциация родов 84
1. Эпос 84
2. Драма 86
3. Лирика 91
Глава 6. Жанры в эпоху синкретизма 100
§ 1. Понятие жанра 100
§ 2. Исходный жанровый синкретизм. Три этапа дифференциации 101
§ 3. Доминанта функциональной роли жанра. Развитие тематики и топики 110
Раздел второй. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика 117
Глава 1. Художественные принципы эйдетической поэтики 117
§ 1. Новая стадия в истории поэтики 117
§ 2. Эйдос как порождающий принцип 118
§ 3. Эйдос, рефлексия и канон 121
Глава 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике 123
§ 1. Развитие личности и авторское начало 123
§ 2. Традиционалистская установка и личная инициатива 127
§ 3. Двуединство автора и героя 131
§ 4. Авторская и чужая речь. Повествовательные ситуации 133
§ 5. Всезнающий автор и готовый герой. Открытие характера 138
Глава 3. Словесный образ в эйдетической поэтике 141
§ 1. Словесный образ в европейской поэтике. Статус слова: «готовое» и «чужое» слово 141
§ 2. Система тропов 145
§ 3. Словесный образ в индийской поэтике 151
§ 4. Словесный образ в японской поэтике 157
§ 5. Словесный образ в китайской поэтике 160
1. Категория «дао» и принцип «естественности» 160
2. Способы преобразования параллелизма 163
Глава 4. Сюжет в эйдетической поэтике 169
§ 1. Понятие «готовый сюжет»: его смысл и границы 169
§ 2. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации 178
§ 3. Сюжет-ситуация и начало формирования сюжета становления 187
Глава 5. Жанры в эйдетической поэтике 189
§ 1. Жанровый канон и мышление жанрами 189
§ 2. Строгие и свободные жанровые формы 193
1. Газелла 194
2. Хокку 197
3. Элегия 199
§ 3. Роман как маргинальный жанр 201
Глава 6. Завершение эйдетической поэтики 209
§ 1. Идея и образ 209
§ 2. Кристаллизация монологических начал и возрождение стихии синкретизма 211
§ 3. Идея и жизнь в «Дон Кихоте», тайна и слова в «Гамлете» 212
§ 4. «Странность» и норма в барокко 216
Раздел третий. Поэтика художественной модальности 221
Глава 1. Принципы поэтики художественной модальности 221
§ 1. Хронологические рамки и этапы развития 221
§ 2. Автономная личность и «неклассическое я» 222
§ 3. Принцип художественной модальности 224
§ 4. Романтическая поэтика «возможности» и образ неготового мира 228
§ 5. Искусство — «игра», правила которой не даны заранее, а создаются в процессе игры 230
§ 6. Единичное й единое. Автономия искусства 232
Глава 2. Субъектная сфера в поэтике художественной модальности 234
§ 1. Самооценка «я» и «я-другой». Субъекты авторского плана 234
§ 2. Образ-личность и авторская позиция 237
§ 3. Автор и герой в раннем и «аналитическом» реализме 240
1. Ранний реализм 240
2. Аналитический реализм 243
§ 4. Автор и герой у Л.Толстого и Ф.Достоевского 246
§ 5. Развитие «неклассического» типа субъектных структур 253
1. Двуединство «я-другой» 253
2. Речевые формы высказывания 254
3. Неклассические субъектные структуры в лирике 255
4. Неклассические субъектные структуры в прозе 258
Глава 3. Словесный образ в поэтике художественной модальности 267
§ 1. Прозаическое и поэтическое разноречие 267
§ 2. Трансформация тропов. Возрождение архаических типов словесного образа 274
§ 3. Соотношение образных языков 281
Глава 4. Сюжет в поэтике художественной модальности 287
§ 1. Сюжет-ситуация и сюжет становления 287
1. Исходная ситуация 288
2. Становление 291
3. Открытый финал и принцип сюжетной неопределенности 298
§ 2. Неокумулятивный сюжет 304
Глава 5. Деканонизация жанров в поэтике художественной модальности 313
§ 1. Нарушение канона и жанровая модальность 313
§ 2. Замена канона внутренней мерой 321
1. Лироэпическая (романтическая) поэма 322
2. Баллада 330
Литература 335
Предметный указатель 345
Указатель имен и названий художественных произведений 348.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория литературы, том 2, Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать книгу Теория литературы, Том 2, Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., 2004 - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Хештеги: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи: