История веры и религиозных идей, в 3 томах, том 1, Мирча Э.

Название: История веры и религиозных идей - в 3-х томах - том 1.

Автор: Мирча Э.

2002.

    Последний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке.
Первый том охватывает историю религиозных воззрений человечества, начиная с каменного века и кончая элевсинскими мистериями.

История веры и религиозных идей - в 3-х томах - том 1 - Мирча Э.

      Для историка религий знаменательно всякое проявление священного: каждый ритуал, каждый миф, каждое верование и каждый образ божества отражают опыт священного и потому несут в себе понятия бытия, смысла, истины. Приведу свои же слова: «Трудно представить, как мог бы действовать человеческий разум без убеждения, что в мире есть нечто бесспорно настоящее; и нельзя представить, как могло возникнуть сознание, если бы человек не придавал смысл своим импульсам и переживаниям. Осознание же настоящего и полного смысла мира тесно связано с открытием священного. Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т.е. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно... Коротко говоря, «священное» входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории... На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, — само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность. Другими словами, быть —- а еще вернее, стать — человеком означает быть «религиозным» («La Nostalgie des Origines», 1969, p. 7 sq.).
Я рассматривал диалектику священного и его морфологию в прежних публикациях, от «Трактата по истории религий» (1949)*' до небольшой работы, посвященной австралийским религиям (1973). Замысел данного труда подразумевает другой угол зрения. С одной стороны, я подверг разбору манифестации священного в хронологическом порядке (тут важно не путать «эпоху» религиозной концепции с датой самого раннего документа, ее удостоверяющего!); с другой стороны — и насколько это позволяют имеющиеся документы, я особо выделил переломные моменты, прежде всего, моменты творческого порядка, в разных традициях. То есть я попытался дать обзор ключевых открытий в истории религиозных идей и верований. Всякое проявление священного важно для религиеведа; но не менее очевидно и то, что культ бога Ана. например, или теогония и космогония, данные в «Энума элиш», или сага о Гильгамеше выявляют религиозную креативность и оригинальность народов Месопотамии ярче, выпуклее, чем, скажем, апотропейиые [отворотные] ритуалы изгнания Ламашту или мифы о боге Нуску. Иногда весомость религиозного творения обнаруживается его оценкой через века. Совсем немного известно об Элевсинских мистериях и о ранних проявлениях орфизма; но то, что они завораживали лучшие умы Европы на протяжении двадцати с лишним веков — это религиозный факт, в высшей степени значимый, и его последствия еще в полной мере не осознаны.

Содержание
Введение 5
Глава I. ВНАЧАЛЕ... МАГИКО-РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА 9
§1. Orientatio. Орудия для изготовления орудий. «Приручение» огня 9
§2. «Закрытость» доисторических памятников 11
§3. Символический смысл погребений 14
§4. Противоречивые мнения о хранилищах костей 18
§5. Наскальная живопись: образы или символы? 21
§6. Присутствие женщины 24
§7. Обряды, мысль и воображение у охотников палеолита 26
Глава II. САМАЯ ДОЛГАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ОТКРЫТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ — МЕЗОЛИТИТ И НЕОЛИТ 32
§8. Потерянный рай 32
§9. Труд, технология и воображаемые миры 35
§10. Наследство палеолитических охотников 37
§11. Одомашнивание пищевых растений: мифы о происхождении 39
§12. Женщина и произрастание. Сакральное пространство и периодическое обновление мира 42
§13. Неолитические религии Ближнего Востока 46
§14. Духовный строй неолита 49
§15. Религиозный контекст металлургии: мифология железного века 53
Глава III. РЕЛИГИИ МЕСОПОТАМИИ 57
§16. «История начинается в Шумере...» 57
§17. Человек и его боги 60
§18. Первый миф о потопе 62
§19. Сошествие в ад: Инанна и Думузи 64
§20. Шумеро-аккадский синтез 67
§21. Сотворение мира 69
§22. Священная природа месопотамского властителя 72
§23. Гильгамеш в поисках бессмертия 75
§24. Судьба и боги 78
Глава IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ 82
§25. Незабываемое чудо: «В первый раз» 82
§26. Теогонии и космогонии 84
§27. Обязанности воплощенного бога 87
§28. Восхождение фараона на небеса 90
§29. Осирис, убиенный бог 93
§30. Синкопа: анархия, отчаяние и «демократизация» загробной жизни 96
§31. Теология и политика «соляризации» 99
§32. Эхнатон, или неудавшаяся реформа 101
§33. Окончательное слияние: Ра-Осирис 104
Глава V. МЕГАЛИТЫ, ХРАМЫ, ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ: ЗАПАД ЕВРОПЫ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ДОЛИНА ИНДА 109
§34. Камень и банан 109
§35. Церемониальные центры и мегалитические конструкции 112
§36. «Загадка мегалитов» 114
§37. Этнография и предыстория 117
§38. Первые города в Индии 119
§39. Доисторические религиозные концепции и их параллели в индуизме 120
§40. Крит: священные пещеры, лабиринты, богини 123
§41. Характерные черты минойской религии 126
§42. Преемственность доэллинских религиозных структур 129
Глава VI. РЕЛИГИЯ ХЕТТОВ И ХАНААНЕЕВ 132
§43. Анатолийский симбиоз и хеттский синкретизм 132
§44. «Бог, который скрывается» 134
§45. Победа над драконом 136
§46. Кумарби и верховная власть 137
§47. Конфликты между поколениями богов 139
§48. Ханаанейский пантеон: Угарит 141
§49. Баал захватывает власть и побеждает дракона 144
§50. Дворец Баала 145
§51. Баал сталкивается с Муту: смерть и возвращение к жизни 147
§52. Религиозные взгляды ханаанеев 149
Глава VII «КОГДА ИЗРАИЛЬ БЫЛ МЛАДЕНЦЕМ...» 152
§53. Две первые главы «Бытия» 152
§54. Потерянный рай. Каин и Авель 155
§55. До и после потопа 157
§56. Религия патриархов 160
§57. Авраам, «Отец веры» 163
§58. Моисей и исход из Египта 165
§59. «Я есмь сущий» 167
§60. Религия эпохи Судей: первая фаза синкретизма 171
Глава VIII. РЕЛИГИЯ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ВЕДИЙСКИЕ БОГИ 174
§61. Протоистория индоевропейцев 174
§62. Первый пантеон и общий религиозный словарь 176
§63. Трехсоставная индоевропейская идеология 178
§64. Арии в Индии 182
§65. Варуна, первичное божество: дева и асуры 185
§66. Варуна: Царь вселенной и «колдун»; puma и майя 186
§67. Змеи и Боги. Митра, Арьяман, Адити 188
§68. Индра, победитель и демиург 190
§69. Агни, пресвитер богов: жертвенный огонь, просвещение, интеллект 192
§70. Бог Сома и напиток «не-смерти» 194
§71. Два Великих Бога ведийской эпохи: Рудра-Шива и Вишну 197
Глава IX. ИНДИЯ ДО ГАУТАМЫ БУДДЫ: ОТ КОСМИЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ВЫСШЕГО ТОЖДЕСТВА «АТМАН-БРАХМАН» 199
§72. Морфология ведийских ритуалов 199
§73. Высшие жертвоприношения: ашвамедха и пурушамедха 202
§74. Инициатическая структура ритуалов: посвящение (дикша), посвящение на царство (раджасуйя)....204
§75. Космогония и метафизика 207
§76. Учение о жертвоприношении в брахманах 210
§77. Эсхатология: отождествление с Праджапати через жертвоприношение 213
§78. Тапас: техника и диалектика самоистязания 215
§79. Аскеты и «экстатики»: муни, вратья 218
§80. Упанишады и духовные поиски риши: как отказаться от «плодов» собственных деяний? 220
§81. Тождество «атман-брахман» и опыт «внутреннего света» 223
§82. Две модальности брахмана и загадка атмана, плененного Материей 226
Глава Х. ЗЕВС И ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ 229
§83. Теогония и борьба между поколениями богов 229
§84. Триумф и всевластие Зевса 231
§85. Миф о первых поколениях. Прометей. Пандора 234
§86. Последствия первого жертвоприношения 237
§87. Человек и судьба. Значение «радости бытия» 239
ГлаваХI. ОЛИМПИЙЦЫ И ГЕРОИ 243
§88. Великий павший бог и кузнец-колдун: Посейдон и Гефест 243
§89. Аполлон: примирение противоречий 246
§90. Оракулы и очищение 248
§91. От «видения» к знанию 250
§92. Гермес, «спутник человека» 252
§93. Богини. I: Гера. Артемида 254
§94. Богини. II: Афина, Афродита 256
§95. Герои 260
Глава XII. ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ 266
§96. Миф: Персефона в Аиде 266
§97. Инициации: публичные церемонии и тайные ритуалы 269
§98. Можно ли проникнуть в тайну? 271
§99. «Тайны» и «таинства» 273
Глава XIII. ЗАРАТУСТРА И РЕЛИГИЯ ИРАНЦЕВ 277
§100. Загадки 277
§101. Жизнь Заратустры: история и миф 280
§102. Шаманский экстаз? 282
§103. Откровение Ахурамазды: человек волен выбирать между добром и злом 283
§104. «Трансфигурация» мира 286
§105. Религия Ахеменидов 290
§106. Иранский царь и празднование Нового Года 292
§107. Проблема магов. Скифы 293
§108. Новые аспекты маздеизма: культ хаомы 295
§109. Возвеличение бога Митры 296
§110. Ахурамазда и эсхатологическое жертвоприношение 297
§111. Странствия души после смерти 300
§112. Воскресение плоти 302
Глава XIV. РЕЛИГИЯ ИЗРАИЛЯ ВО ВРЕМЕНА ЦАРЕЙ И ПРОРОКОВ 305
§113. Царская власть: апогей синкретизма 305
§114. Яхве и творение 307
§115. Иов: испытание праведника 309
§116. Эра пророков 311
§117. Пастух Амос. Нелюбимый Осия 314
§118. Исаия: «остаток Израиля» вернется 316
§119. Обет, данный Иеремии 318
§120. Падение Иерусалима. Миссия Иезекииля 320
§121. Религиозная ценность «ужаса истории» 322
Глава XV. ДИОНИС, ИЛИ ВОЗВРАЩЕННОЕ БЛАЖЕНСТВО 325
§122. Явления и исчезновения «дважды рожденного» бога 325
§123. Архаичность некоторых народных праздников 328
§124. Еврипид и оргиастический культ Диониса 330
§125. Когда греки вновь открывают присутствие Бога 335
Сокращения 340
Критическая библиография 341
Указатель 437



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История веры и религиозных идей, в 3 томах, том 1, Мирча Э. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать книгу История веры и религиозных идей - в 3-х томах - том 1 - Мирча Э. - depositfiles

Скачать книгу История веры и религиозных идей - в 3-х томах - том 1 - Мирча Э. - letitbit
Дата публикации:





Хештеги: :: :: ::


 


 

2024-11-21 14:27:58